Сибирские огни, 1958, № 6
цом, с Маняшкой, светлый рассказ об их слишком коротком счастье — велико лепны е страницы , — о т которых у чи та тел я так же, как и у героев романа, «заколотится сердце, и на душе будет мятежно и радостно». Полнее выписан» Максим Строгов, его младший брат. Смышленый, предприим чивый паренек попал в не совсем обыч ны е для крестьянского подростка усло вия . Еще мальчонкой оторвался он от родной семьи, уйдя с отцом на заработ ки. На собственном опыте у знал Максим, •что такое классовое неравенство , рабо чая солидарность, и даже участвовал вместе с отцом, как равный, в рабочих сходках. Когда рано поутру к Строговым вва лились солдаты и объявили, что Максим мобилизован в армию Колчака, проща ясь с матерью , юный новобранец ска з а л коротко и убежденно: — Мама, я все равно убегу. Для Максима этот вопрос был решен уже давно. В его жизни все проще, чем у других деревенских его сверстников. Не прошло и двух недель , к ак он вме сте с товарищем уж е был на пароходе, при проверке документов прятался в поленнице дров, подбадривал растеряв шегося спутника и еще через несколько дней был у партизан. В соответствии с исторической прав дой писатель раскрывает ту большую роль политических ссыльных, которую они играли в формировании сознания сибирского крестьянства. Спокойной силой веет от всего обли ка уральского слесаря большевика Б е ляева . Окружающих покоряет его не обычайная простота в обращении, уме ние без навязчивости , метким образным словом, короткой вдохновенной речью, всеми своими поступками мужественно го борца быть учителем жизни, приме ром самоотверженного служения рево люции. Мы встречаемся с Б еляевым не часто, но зато каждый раз в новых об стоятельствах , и поэтому у знаем его с разных сторон. И на охоте, и в общении с ребятишками, и в тюрьме, и во время дерзкого побега перед нами — обаятель ный образ человека цельной души, впи тавшего идеи ленинизма в плоть и кровь. Менее удачно раскрыты образы большевиков Соколовского и его жены. В последующих изданиях романа Г. Марков попытался усилить их значи мость, но, к сожалению , попытка оказа лась безуспешной. В новом варианте Со коловский больше говорит, объясняет, р азъ ясн яет , но образ от этого не только не выиграл, а приобрел еще не свойст венные ему ранее черты наставниче ства. Спорной представляется нам манера писателя обрисовывать своих отрица тельных персонажей. Подлец у -Г. Маркова — подл и только, а злодей — только жесток и бесчеловечен. Все развитие подлеца или злодея состоит лишь в усилении пороч ных начал их характеров . Кулак Демьян Штычков в соответст вии с авторским замыслом с безменом в руке подкрадывается к Матвею, вы гребает из амбаров должников послед ние крохи, за мешок зерна покупает любовь Анны, побоями доводит двух жен до самоубийства, визж а «звонко, за ливисто, по-собачьи», на четвереньках спасается от мести разъяренных жен щин. Согласно авторскому описанию, Демь ян наделен отталкивающей внешно стью — переломленным носом, гнусаво стью, огромным животом при маленьком росте, короткими толстыми ногами. Покажи . такого кулака на сцене, и Марков первый скажет: «Помилуйте, да ведь это плакат , а не живой человек!». Чем объяснить, что писатель , умею щий глубоко раскрывать «диалектику души» своих человечных героев, созна тельно отказы вается от многогранного показа героев отрицательных? Ведь, ка залось бы, практикой советской литера туры этот вопрос уж е решен? Горьков ский Клим Самгин, фадеевские Мечик и Стахович, а также многие другие при меры убедительно доказали , насколько важнее и полезнее показывать врагов во всей полноте противоречивых начал, приводящих их к предательству. Из числа представителей лагеря контрреволюции интереснее других по казан следователь Прибыткин с его вкрадчивой манерой обращения и дале ко идущими планами хищника. Г. Марков впервые в литературе во весь голос заговорил о высоком револю ционном н акале борьбы в сибирском селе периода революции 1905 года, опе редив в этом отношении историков. По следующие документы и исследования лишь подтвердили правоту Г. Маркова. Любовным рассказом о людях дорево люционной деревни писатель опроверг ходячее представление о сплошной дико сти, забитости и невежестве крестьян- сибиряков. Книга, прославляющ ая жизнь в ее лучших проявлениях, показывающ ая Си бирь в необычных просветленных тонах, полюбилась читателю и по достоинству была отмечена Сталинской премией. Отныне Г. Марков приобрел извест ность, как автор исторического романа. Но его творчество современно в полном смысле этого слова, оно тесно связано с жизнью народа. «Строговы» были задуманы и в своей основной части написаны в предвоенные годы. Гигантский строительный размах пятилеток , новые заводы и металлурги ческие комбинаты, успехи коллективно го земледелия — все это втягивало в социалистическое строительство новые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2