Сибирские огни, 1958, № 6
(поджог усадьбы кулака Зимовского). В образе деда Фишки в своеобразной фор ме нашел отражение стихийный протест патриархального крестьянина, на которо го' стал надвигаться новый невидимый, непонятный, неуловимый враг — капи тализм. Пройдет время, и дед Фишка с помо щью племянника Матвея поймет всю ■бесплодность своих одиноких усилий. Но, поняв , он с удвоенной энергией вклю чится в коллективную борьбу крестьян з а кедровник, будет выполнять даже та кие ответственные поручения, как агита ция солдат, а в годы гражданской вой ны станет незаменимым разведчиком партизанского отряда. Таков путь развития деда Фишки, от бунтаря-одиночки до сознательного уча стника революции. В этом обаятельном ■образе воплощены существенно важные стороны крестьянского движения. Любовное, доброжелательное, согре тое ласковым юмором авторское отно ш ение к представителям старшего поко ления Строговых рисует нам сибирскую деревню в просветленных, жизнеутверж дающих тонах. Но есть в романе и сце ны, вызывающие чувство боли за при верженность крестьян к старинке, за их непоследовательность в ненависти к бо гатеям . Здесь уже автору не до юмора, краски сгущаются, в голосе писателя звучит горькая ирония. Такова, напри мер, сцена поминок. Во время схватки за кедровник был убит кулак Платон Юткин. Ж елая воца- рить «мир и согласие», его сын Евдоким пригласил на поминки все село. И что же? «Юткиных не любили, однако на 'по минки собралось народу немало..'. Мно гие пришли сюда единственно из-за сыт ного обеда и рюмки водки... Некоторые из стариков захмелели и, вспоминая Платона, расхваливали его добродете ли ...» . Крестьяне, поднявшиеся против ку лацкого засилия и в горячей схватке убившие своего врага, приходят на его поминки и «расхваливают его доброде тели!». Но и эта мрачная драматическая сце на -заканчивается порывом к активной борьбе: тотчас следует оскорбительная выходка Евдокима Юткина, все при сутствующие, «опрокидывая чашки с лапшой и стаскивая холщовые скатер ти», выходят из-за столов и возбужден ной толпой покидают дом. Дед Фишка призывает односельчан скакать на вы ручку арестованных мужиков, и все поддерживают его предложение. Так в каждой сцене, в каждом образе, в итоге — во всем романе, одерживают верх краски романтического прославле ния нового, нарождающегося. Становление характера Матвея Стро- гова — центрального героя романа, его развитие раскрывает важнейшую тему роста сознания крестьян, их перехода к организованной борьбе под руководством большевиков. Отважный охотник, пытливый, наблю дательный, грамотный и непьющий юно ша — таковы наши первоначальные све дения о Матвее. Вскоре мы видим и весьма привлека тельный внешний облик «высокого, крепкого молодчаги, с гордой посадкой головы, с чубом волнистых русых во лос». Его голубые глаза смотрят на мир «с живым и пристальным любопытст вом». Пытливый ум Матвея ищет ответа на многие мучительные вопросы. Если вначале его интересуют вещи отвлечен ные — «как земля и небо устроены», то вскоре появляется глухая, неясная тос ка — как уберечь тайгу от посягатель ства на нее богатеев? Побывав в солдатчине, повидав но вые края , новых людей, Матвей возвра щается в родное село и внешне и внут ренне возмужавшим. Теперь он уже по нимает, что готовящаяся война на Д аль нем Востоке нужна лишь царю и поме щикам, что захват чужих земель народу пользы принести не может — «свои же деревенские кровососы доймут». Но не знает еще Матвей путей борьбы со злом, еще не до конца потеряна вера в царя- батюшку — «может быть, не знает, не ведает он, как живет народ?». И по- прежнему на душе у Матвея неспокойно. Не радовали его ни приобретения жены по хозяйству, ни ее честолюбивые за мыслы «жить на зависть другим». Матвей знакомится с большевиками — уральским слесарем Беляевым и сту дентом Соколовским. От них он узнал о классовой борьбе, о том, что только че рез коллективную организованную борь бу придут трудящиеся к власти. Глубоко в душу запали слова большевистской правды, и когда через некоторое время обстоятельства жизни вновь столкнули Матвея с большевиками, он уже был го тов, рискуя собой, включиться в их ра боту. Не по авторскому произволу, а целым рядом конкретных жизненных обстоя тельств, всей логикой развития образа становится Матвей мужественным бор цом революции, подлинным вожаком крестьянского движения. От незнания к знанию, от смутных томлений к актив ной борьбе, от таежного охотника до ко мандира партизанского соединения — таковы вехи пути Матвея Строгова. Жизненная достоверность, убедитель ность этого образа в своеобразии инди видуальности, личной судьбы героя. Просто и непринужденно рассказывает Г. Марков о Матвее, и ни на минуту не возникает сомнения в реальности всей сложной эволюции этого характера. Вот как, например, начался важней ший период жизни Матвея — его непо средственное участие в революционной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2