Сибирские огни, 1958, № 6
нившимися. Свой гнев Г. Марков излил в заметке, посланной им в окружную га зету «Томский крестьянин». К сигналу печати отнеслись горячо и деловито, тотчас были приняты необходимые ме ры. Вера в справедливость, в способ ность самому бороться со злом была для Г. Маркова важным итогом этой малень кой истории. Знаменательно , что первый опыт борьбы был для будущего писате ля связан с выступлением в печати. Г. Марков становится активным сель кором, его заметки появляются в ряде газет; в 1924 году он вступает в комсо мол, его избирают секретарем комсо мольской ячейки, затем в состав район ного комитета комсомола. Юноша жил полнокровной жизнью советского граж данина, всем существом ощущ ая себя хозяином своей страны, полноправным участником великих дел строительства социализма. «И вот это ощущение какой-то полно ты жи зни ,—вспоминает Г. М арков,— весь этот окружающий мир, полный све та и солнца, вызвали во мне желание рассказать обо всем, что я чувствую, другим». Юноше не хватало знаний, умения, культуры , чтобы его мечта стала реаль ностью. И здесь ему на помощь пришли доброжелательные люди. Г. Марков был послан на руководящую комсомольскую работу в Томск, где к его услугам ока зались хорошие библиотеки, лектории, помощь образованных людей. Далее следуют — учение в универси тете, работа над множеством материа лов, в том числе из области экономики дореволюционной деревни ,— и вот мы уж е видим недавнего батрака склонив шимся над страницами рукописи своего первого романа. Итак, жизнь советского юноши-сиби ряка , деятельного комсомольского работ ника, человека, глубоко впитавшего ми ровоззрение марксизма-ленинизма, опре делила идейное и тематическое направ ление его творчества. Вполне естественно, что в истории сибирского села писателя заинтересова ли, в первую очередь, не «стоны отчая ния» и не «бессильные проклятия» , а революционные настроения и устрем ления крестьянства на конкретном ма териале борьбы за охотничьи и промыс ловые угодья. В «Строговых» Г. Марков вступил в спор с теми бытописателями Сибири, которые рисовали сибирскую деревню по старинке. «Любопытно, — писал Г. Марков, — что среди литера туры о Сибири некоторые произведения В. Шишкова, а также сочинения ряда бытописателей этого края вызывали у меня какое-то оппозиционное чувство. Мне казалось обидным, что сибирская деревня рисуется неумытой, дикой, не умной, беспросветной»1. 1 « И с т о к и т в о р ч е с т в а » , «Мо л о д а я г в а р д и я » , 1956, № 3, стр. 176. Роман «Строговы» поначалу развора чивается как история-хроника одной семьи. Больш ая нагрузка ложится на каждого героя, ибо в историческом рома не каждый персонаж должен являться , по мысли Энгельса, «представителем оп ределенного класса и направления , а. стало быть определенных идей своего времени»1. Задачу раскрытия облика 'старой пат риархальной деревни выполняют пред ставители старшего поколения Строго вых — Захар , Агафья, дед Фишка. Возьмем к примеру образ Захара . В нем отчетливо намечены черты «непро тивленства». Вместе с женой Агафьей он верит в некую общечеловеческую правду. «— Правду всегда видно, — верит Захар . — З а правду не судят». Безропотно выполняет старый пасеч ник условия кабального договора с хо зяином — «двадцать рублей ежегодно, пока жив Захар , два воза меду с достав кой в город». Вору, похитившему у него деньги, Захар выдает -премию- «за науку» , с поразительной доверчиво стью относится к кулаку Зимовскому, становясь жертвой его алчности. Автор любуется душевной чистотой, отзывчивостью Захара , наделяет его привлекательными чертами характера— душевностью, -оптимизмом, добродушием, отсутствием жажды наживы. Но писате лю глубоко чужды черты патриархаль ной ограниченности своего героя, в них он справедливо видит один -из источни ков слабых противоречивых сторон кре стьянского движения. Не случайно так нелепо гибнет Захар . По единогласному признанию крити ков, дед Фишка самый удачный образ романа. Не будем повторять справедли вых положительных оценок — мы с ни ми согласны. Возражения вызывают лишь утверждения В. П. Трушкина. По мнению критика, дедо-м Фишкой Г. Мар ков создал всего лишь... «юмористиче ский портрет старика» , которым «с че стью выдержал творческое состязание... с шолоховским дедом Щ укарем»2. Слиш ком спорное утверждение! Вряд ли Г. Марков задавался целью соревнова ния на поприще юмора. Дело, нам ду мается, совсем не в этом. Простодушный хитрец и притворщик, великий жизнелюб и неутомимый охот ник, дед Фишка с огромной энергией и изворотливостью долго, но безуспешно пытался один отстоять тай гу с ее богат ствами от покушений кулаков и приш лых искателей наживы. Не может этого сделать человек в одиночку, хотя в сво ей борьбе он не останавливается и перед самыми крайними способами защиты 1 Ф. Э н г е л ь с . П и с ь м о к Л а с с а л ю . Собр. соч., т. XXV, стр. 259. 2 В. П. Т р у ш к и н . «Э п- о п е я б о р ь б ы и т р у д а». В сб. «Писатели Советской Си бири», Иркутск, 1954, стр. 23.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2