Сибирские огни, 1958, № 6
Юань-чан, когда Гуй-мин скрылась за деревьями. — Ее родители, старики, не могли обрабатывать землю, а детей у них больше не было. И вот Гуй-мин, Тогда совсем еще девочка, научилась управляться с сохой. Это было неслы ханно! До нее женщины никогда не за нимались мужским делом. Сейчас ей 19 лет, а их семья только авансом уж е получила в кооперативе целую гору зерна. Эта Гуй-мин, как говорят у нас в деревне, — «идущая впереди». Она — лучший бригадир в кооперативе, лучшая ученица в школе, где по вечерам юно ши и девушки ли изучают китайскую письменность. Одной из первых она пе рестала соблюдать «запретные дни». «Идущ ая впереди»!.. Я смотрю на тропинку, по которой прошла девушка, вспоминаю слова песни: Поднимусь на гору и увижу море, Там на лодке — милый, мой... Но она ли пела тогда в залитой лунным светом долине? Не ее ли звал юноша?.. Каждый день, проведенный в горах Учжишань, был по-своему удивителен. В маленькой, затерявш ейся в лесах де ревушке мы увидели необычайное шест вие. Из зеленой чащобы вышло четверо мужчин ли. Полунагие, обливающиеся потом, они несли на толстом бамбуковом шесте какую-то тяжелую машину. А когда поравнялись с нами, все стало яс ным: это была кинопередвижка! Одними из первых пришли сюда, в горы, люди в белых халатах — китай ские врачи. В новом городе Тунши — центре автономного округа ли и мяо — мы побывали в прекрасно оборудован ных корпусах больницы. Главный врач больницы Ли Цунь- фэй может немало рассказать о том, как ли и мяо, приносившие в жертву богу rpoaja последнего буйвола, знавшие только знахарей и колдунов, не доверя ли вначале людям в «белых одеждах», но постепенно рушилась стена этого не доверия. «С наших глаз, — говорят местные жители , — спала черная по вязка» . В одном из кабинетов, куда мы за шли, врач осматривал девушку ли. Она ж аловалась на горло. И снова мы встре тились с татуировкой. По шоколадным щекам девушки, словно синие жилки, протянулись вертикальны е линии . С этим обычаем разрисовывать свое, лицо, а бывает, что татуировка покры вает такж е и шею и грудь, можно часто встретиться в горах Учжишань. Откуда же пошел такой обычай? Давным-давно, говорит предание, по всей округе щла молва о красоте и уме одной девушки. Она была нежна, как молодой росток риса, и жила со своими старыми родителями в глухом горном селении. Многие юноши из других дере вень пели ей песни любви, предлагали свое сердце. Но девушка уж е любила молодого охотника, и з родного, селения. Этот юноша был самым храбрым и са мым лучшим стрелком из лука на много сотен ли. Слух о красавице проник в долину, Коварный и злой помещик решил во что бы то ни стало сделать девушку своей женой. Он послал к ней слуг с дорогими подарками. Но девушка сми ренно вымолвила: «Я из бедной семьи, и мне подобает выйти замуж за бед няка» . Разгневанный помещик велел пере дать отцу девушки: если по прошествии -десяти дней она не явится добровольно, то будет доставлена в- его дом силой. Что было делать девушке из горного селения? Полная скорби и горя, ушла в тот день бедняжка на самую верши-, ну горы. Опустилась у тихого синего озерка на колени, в последний ра з взглянула на отражение своего юного лица в чистой воде и, превозмогая боль, принялась колоть щеки дикими колюч ками. Ранки затем она покрыла краской индиго. Через десять дней слуги лиходея до ставили девушку в его дом. Увидев ее изуродованное лицо, он закричал: «Уби райся вон, негодная тварь! Пусть наве ки останешься ты одинокой!» И она вернулась в родное селение. Но, конечно же, не осталась девушка одинокой. Юноша-охотник все так ж е безмерно любил ее. Вскоре они стали мужем и женой. С тех пор, говорит легенда, девушки ли в горах Учжишань и начали татуиро вать свои лица. Эту поэтическую легенду, в -различ ных вариантах, мы не раз слышали в горах. Ее рассказал нам и секретарь Коммунистического союза молодежи на ционального округа Лин Ши-лю, моло дой человек с черными горящими гла зами. Одетый в европейского покроя ко стюм, он очень напоминал китайских студентов, которых немало можно встретить на Ленинских горах в Москве. — Теперь другое дело, — говорил Лин Ши-лю. — Теперь помещики не стоят на пути юношей и девушек, кото рые любят друг друга, и нет нужды от нимать красоту у девушек. Потом Лин Ши-лю рассказал , что ста рое не так просто уступает дорогу. С обычаем татуировки пришлось настой чиво бороться. Повсюду мы видели, как продуманно и последовательно готовятся нацио нальные кадры для всех звеньев хозяй ственного и государственного аппарата. Бывший вождь народности ли Ван Го- сине — ныне председатель Народного комитета автономного округа. Его заме ститель Чэнь Си-дэ принадлежит к на родности мяо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2