Сибирские огни, 1958, № 6

Юань-чан, когда Гуй-мин скрылась за деревьями. — Ее родители, старики, не могли обрабатывать землю, а детей у них больше не было. И вот Гуй-мин, Тогда совсем еще девочка, научилась управляться с сохой. Это было неслы­ ханно! До нее женщины никогда не за ­ нимались мужским делом. Сейчас ей 19 лет, а их семья только авансом уж е получила в кооперативе целую гору зерна. Эта Гуй-мин, как говорят у нас в деревне, — «идущая впереди». Она — лучший бригадир в кооперативе, лучшая ученица в школе, где по вечерам юно­ ши и девушки ли изучают китайскую письменность. Одной из первых она пе­ рестала соблюдать «запретные дни». «Идущ ая впереди»!.. Я смотрю на тропинку, по которой прошла девушка, вспоминаю слова песни: Поднимусь на гору и увижу море, Там на лодке — милый, мой... Но она ли пела тогда в залитой лунным светом долине? Не ее ли звал юноша?.. Каждый день, проведенный в горах Учжишань, был по-своему удивителен. В маленькой, затерявш ейся в лесах де­ ревушке мы увидели необычайное шест­ вие. Из зеленой чащобы вышло четверо мужчин ли. Полунагие, обливающиеся потом, они несли на толстом бамбуковом шесте какую-то тяжелую машину. А когда поравнялись с нами, все стало яс­ ным: это была кинопередвижка! Одними из первых пришли сюда, в горы, люди в белых халатах — китай­ ские врачи. В новом городе Тунши — центре автономного округа ли и мяо — мы побывали в прекрасно оборудован­ ных корпусах больницы. Главный врач больницы Ли Цунь- фэй может немало рассказать о том, как ли и мяо, приносившие в жертву богу rpoaja последнего буйвола, знавшие только знахарей и колдунов, не доверя­ ли вначале людям в «белых одеждах», но постепенно рушилась стена этого не­ доверия. «С наших глаз, — говорят местные жители , — спала черная по­ вязка» . В одном из кабинетов, куда мы за ­ шли, врач осматривал девушку ли. Она ж аловалась на горло. И снова мы встре­ тились с татуировкой. По шоколадным щекам девушки, словно синие жилки, протянулись вертикальны е линии . С этим обычаем разрисовывать свое, лицо, а бывает, что татуировка покры­ вает такж е и шею и грудь, можно часто встретиться в горах Учжишань. Откуда же пошел такой обычай? Давным-давно, говорит предание, по всей округе щла молва о красоте и уме одной девушки. Она была нежна, как молодой росток риса, и жила со своими старыми родителями в глухом горном селении. Многие юноши из других дере­ вень пели ей песни любви, предлагали свое сердце. Но девушка уж е любила молодого охотника, и з родного, селения. Этот юноша был самым храбрым и са­ мым лучшим стрелком из лука на много сотен ли. Слух о красавице проник в долину, Коварный и злой помещик решил во что бы то ни стало сделать девушку своей женой. Он послал к ней слуг с дорогими подарками. Но девушка сми­ ренно вымолвила: «Я из бедной семьи, и мне подобает выйти замуж за бед­ няка» . Разгневанный помещик велел пере­ дать отцу девушки: если по прошествии -десяти дней она не явится добровольно, то будет доставлена в- его дом силой. Что было делать девушке из горного селения? Полная скорби и горя, ушла в тот день бедняжка на самую верши-, ну горы. Опустилась у тихого синего озерка на колени, в последний ра з взглянула на отражение своего юного лица в чистой воде и, превозмогая боль, принялась колоть щеки дикими колюч­ ками. Ранки затем она покрыла краской индиго. Через десять дней слуги лиходея до­ ставили девушку в его дом. Увидев ее изуродованное лицо, он закричал: «Уби­ райся вон, негодная тварь! Пусть наве­ ки останешься ты одинокой!» И она вернулась в родное селение. Но, конечно же, не осталась девушка одинокой. Юноша-охотник все так ж е безмерно любил ее. Вскоре они стали мужем и женой. С тех пор, говорит легенда, девушки ли в горах Учжишань и начали татуиро­ вать свои лица. Эту поэтическую легенду, в -различ­ ных вариантах, мы не раз слышали в горах. Ее рассказал нам и секретарь Коммунистического союза молодежи на­ ционального округа Лин Ши-лю, моло­ дой человек с черными горящими гла­ зами. Одетый в европейского покроя ко­ стюм, он очень напоминал китайских студентов, которых немало можно встретить на Ленинских горах в Москве. — Теперь другое дело, — говорил Лин Ши-лю. — Теперь помещики не стоят на пути юношей и девушек, кото­ рые любят друг друга, и нет нужды от­ нимать красоту у девушек. Потом Лин Ши-лю рассказал , что ста­ рое не так просто уступает дорогу. С обычаем татуировки пришлось настой­ чиво бороться. Повсюду мы видели, как продуманно и последовательно готовятся нацио­ нальные кадры для всех звеньев хозяй­ ственного и государственного аппарата. Бывший вождь народности ли Ван Го- сине — ныне председатель Народного комитета автономного округа. Его заме­ ститель Чэнь Си-дэ принадлежит к на­ родности мяо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2