Сибирские огни, 1958, № 6
3 Мне часто приходилось видеть в Пе кине фабриканта Жун И-шеня. Я встре чал его на сессиях Всекитайского Со брания народных представителей, на трибунах во время демонстраций, на за седаниях Консультативного Совета. Это высокий, красивый мужчина сред них лет, всегда одетый тщательно, даже элегантно. Ж ун И-жень самый богатый человек •в стране. В Китае довольно.большое чи сло национальной буржуазии — семь сот тысяч человек. Однако большинство — это мелкие владельцы . Немногие из н их имеют капиталовложения на десять ты с я ч юаней. И только у семи человек 'капиталовложения превышают пять миллионов. Ж ун И-жень — самый крупный капиталист из этих семи. До статочно сказать, что прибыль, кото р ую он получал, равнялась трем мил лионам юаней в год. И вот этот Жун И-жень в октябре прош лого года поставил свои текстиль ные предприятия на социалистический :путь развития. Это- была буквально ■сенсация для его заграничных друзей. Посещая Шанхай, они приходили к 'Ж ун И-женю и расспрашивали, даже требовали, чтобы он «вопреки всему», говорил правду: искренне ли он избрал путь социализма и что за этим кроется? Некоторые приходили на дом, чтобы удостовериться, есть ли у него еще особняк, а кое-кто сомневался — не ■скрывается ли коммунист под личиной 'капиталиста? Жун И-жень ответил им через газету ■ «Женьминьжибао»: «Да, я капиталист, но прежде всего китаец, и хочу говорить о социализме, как китаец. Я и моя семья приветству ем социализм потому, что только он сде лает нашу страну индустриальной, могу чей и независимой. Коммунистом я ни когда не был. Больше того, до освобож- . дения я даже боялся коммунистов. В ночь перед изгнанием гоминдановцев из Ш анхая вся наша семья была в панике ■оттого, что в город входили коммуни сты. Один из моих братьев уехал в Таиланд, другой убежал в Гонконг. Но отец, ненавидевший колонизаторов и гоминдановцев, не захотел покинуть ро дину. Остался в Шанхае и я. Вначале наши предприятия находились в бедст венном состоянии-. Но правительство поддержало нас субсидиями, и они на чали процветать. Я пользуюсь доверием правительства и уважением народа. В материальном отношении я ничего ф ак тически не потерял. З а вложенный в предприятие капитал я получаю процен ты, и это полностью обеспечивает нашу жизнь на прежнем уровне. Что касается моих детей, то один из них хочет стать ■музыкантом, другой инженером, и ни тот ни другой не желают быть капитали стами. Их будущее мне не придется по купать за деньги». К тому, что написал Жун И-жень, я добавлю, что великолепный особняк Жун И-женя по-прежнему находится в его личном владении. Никто не соби рается его конфисковать. Своими пред приятиями он управляет сам же, но не как их владелец, а как директор, по ставленный на этот пост государством. Недавно Жун И-жень избран заместите лем председателя городского народного комитета Шанхая. Я беседовал с капиталистами, кото рые будут получать небольшую сумму в виде процентов за свой капитал. И у меня не закралось сомнения в том, что основная их масса добровольно и ис кренне, так же как и Жун И-жень, по шли на социалистическое преобразова ние своих предприятий. Но тут, есте ственно, возникает вопрос: как же все- таки капиталисты, всю жизнь стремив шиеся к личной наживе, добровольно передают свои предприятия государ ству? Виданное ли это дело? Да, неви данное. В буржуазной печати западных стран кое-кто пытается объяснить это якобы существующей «азиатской склонностью к компромиссам». Конечно, это чепуха. Ответ надо искать в политике коммуни стической партии Китая по отношению к национальной буржуазии. А эта поли тика строилась на основе творческо го применения марксистско-ленинского учения о ликвидации капитализма мир ным путем, то есть методом убеждения, воспитания. Конечно, народное правительство бы ло достаточно сильно, чтобы экспроприи ровать средства производства нацио нальной буржуазии. Накануне провоз глашения Китайской Народной Респуб лики Мао Цзэ-дун совершенно прямо го ворил: «В руках народа имеется мощная государственная машина, и нам не надо бояться, что национальная буржуазия подымет мятеж». Бюрократическая буржуазия, тесно связанная с иностранным капиталом, была глубоко враждебной народу и ре волюции. Ее имущество, оцениваемое в двадцать с лишним миллиардов амери канских долларов, было сразу же после освобождения страны конфисковано и послужило основой государственной про мышленности и торговли. С национальной буржуазией прави тельство поступило по-другому. Нацио нальная буржуазия, хотя и не всегда последовательно, шла с пролетариатом в едином союзе и вместе с ним боролась против империализма и феодализма. Зачем же пролетариат должен был рвать этот союз? Конфискация капита листической собственности привела бы к падению производства, к застою то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2