Сибирские огни, 1958, № 6
тожит песчаные пустыри, а в течение двенадцати лет (1956—-1967)—озеленит всю страну. И это будет сделано потому, что вот здесь-то правительство Китая и приме няет «стратегию человеческого морЯя». С помощью этой же «стратегии» оно уничтожит всех сельскохозяйственных вредителей, как уже уничтожены все мухи и вся саранча. В Китае работают такие огромные рабочие коллективы, каких не может сформировать ни одна страна. Уцзяо- линский хребет, через который сейчас проложена железная дорога, штурмова ло двести тысяч человек. Для проведе ния железной дороги от города Чунцина до Чэнду нужно было пробить сорок три туннеля, соорудить тысячу двести боль ших и малых мостов. На стройку вышло сто тысяч человек, и задача успешно и в срок была выполнена. Дамбу на Хуан хэ держат под охраной четыреста тысяч человек. Они прочно взнуздали реку и не допустили ни одного прорыва дамбы. Вот что значит «стратегия человеческо го моря»! Китайцы с гордостью говорят: «В на шей стране миллиард рук». Бельгийцев мало. Хорошо это или плохо? Конечно, было бы лучше, если бы их было больше. Но хорошо уже то, что они существуют, потому что каж дый народ, как бы он ни был мал, вно сит свою лепту в общечеловеческую культуру и помогает прогрессу челове чества. И тем лучше, что китайцев много. Сознаюсь, когда я смотрел утром на все нарастающий людской поток на пекин ских улицах, я с радостью думал: как хорошо, что их так много. . ...Древний Китай. Ученые исчисляют его возраст пятью тысячами лет. И очень древняя у него культура. Тысяча восемьсот лет назад китайцами был от крыт способ изготовления бумаги, тыся ча триста лет назад — изобретено пе чатание с деревянных досок. Еще в сто восемьдесят третьем году до нашей эры китайцы пользовались порохом. Китай дал миру компас, шелк и фарфор. З а тысячу семьсот лет до нашей эры в Китае появилась письменность. Древ нейший сборник китайской поэзии — «Шицзин» — был составлен примерно за пятьсот лет до нашей эры. Также в древние еще времена возникли в Ки тае живопись, скульптура, письменная поэзия, проза. И вся эта древняя и богатейшая куль тура не умерла, не забыта. Она живет в легендах и сказках , в театральном ис кусстве, в песнях, в архитектуре, в ста ринных книгах. В бытность в Китае я на каждом шагу удивлялся поразительной памяти на рода. Вот возьмем роман «Троецарствие». В нем повествуется о политической и вооруженной борьбе в Китае в период 1 8 4—280 гг. нашей эры. О героях этой борьбы передавали из уст в уста народ ные сказители. В 1360 году на основе народных сказаний был создан роман «Троецарствие». Идет 1957 год, а геро ев, которые жили более двух тысяч лет назад, до сих пор помнит и знает почти каждый неграмотный крестьянин. Их имена стали нарицательными, их про славляют театры с современных теат ральных подмостков. Восемьсот-девятьсот лет назад в Ханьчжоу возникла легенда о пагоде «Громовой пик». Пагода давно развали лась, а легенда живет в народе. Образ очаровательной «Белой змейки» из этой легенды я видел в театре Пекинской оперы, в исполнении знаменитого Мэй Лань-фана. Пьеса «Западный флигель», написан н ая в период династии Юань, ставится сейчас почти всеми театрами Китая и принадлежит к числу драматических произведений, пользующихся известно стью во всем мире. З а последние годы многие китайские театры побывали на гастролях в раз ных странах Европы. Искусствоведов и артистов Запада привели в восторг те атральные костюмы китайского класси ческого театра. Парижские газеты писали, что китай ская одежда повлияет на парижские моды. И в самом деле, не прошло и ме сяца, как во французских магазинах уже было выставлено свыше десятка образцов последних мод — китайских платьев-халатов. Сергей Образцов, побывавший в Ки тае в 1953 году, спросил китайских то варищей: по чьим эскизам сделаны уди вительные по красоте костюмы актеров? Ему ответили: «Они сделаны без эски зов. Это традиционные костюмы китай ской оперы. В таких костюмах ходили тысячу лет назад во времена династии Тан». Китайцы — наследники древнейшей в мире цивилизации. И эта цивилизация живет не только в памяти людей и в их искусстве. Она живет в сердце каждого китайца, в его характере. На .протяже нии тысячелетий формировался китай ский национальный характер таким, что это не может не вызвать искреннего восхищения. Это, прежде всего ,—тру долюбие. Да, китаец поразительно трудолюбив. Он такж е удивительно внутренне дисци плинирован, баснословно вежлив, исклю чительно честен. Китай — страна не только огромного числа людей, но и высоких человече ских качеств. А как расцветает все это в новой, со циалистической эре, в которую вступил шестисотмиллионный народ!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2