Сибирские огни, 1958, № 6

тожит песчаные пустыри, а в течение двенадцати лет (1956—-1967)—озеленит всю страну. И это будет сделано потому, что вот здесь-то правительство Китая и приме­ няет «стратегию человеческого морЯя». С помощью этой же «стратегии» оно уничтожит всех сельскохозяйственных вредителей, как уже уничтожены все мухи и вся саранча. В Китае работают такие огромные рабочие коллективы, каких не может сформировать ни одна страна. Уцзяо- линский хребет, через который сейчас проложена железная дорога, штурмова­ ло двести тысяч человек. Для проведе­ ния железной дороги от города Чунцина до Чэнду нужно было пробить сорок три туннеля, соорудить тысячу двести боль­ ших и малых мостов. На стройку вышло сто тысяч человек, и задача успешно и в срок была выполнена. Дамбу на Хуан­ хэ держат под охраной четыреста тысяч человек. Они прочно взнуздали реку и не допустили ни одного прорыва дамбы. Вот что значит «стратегия человеческо­ го моря»! Китайцы с гордостью говорят: «В на­ шей стране миллиард рук». Бельгийцев мало. Хорошо это или плохо? Конечно, было бы лучше, если бы их было больше. Но хорошо уже то, что они существуют, потому что каж ­ дый народ, как бы он ни был мал, вно­ сит свою лепту в общечеловеческую культуру и помогает прогрессу челове­ чества. И тем лучше, что китайцев много. Сознаюсь, когда я смотрел утром на все нарастающий людской поток на пекин­ ских улицах, я с радостью думал: как хорошо, что их так много. . ...Древний Китай. Ученые исчисляют его возраст пятью тысячами лет. И очень древняя у него культура. Тысяча восемьсот лет назад китайцами был от­ крыт способ изготовления бумаги, тыся­ ча триста лет назад — изобретено пе­ чатание с деревянных досок. Еще в сто восемьдесят третьем году до нашей эры китайцы пользовались порохом. Китай дал миру компас, шелк и фарфор. З а тысячу семьсот лет до нашей эры в Китае появилась письменность. Древ­ нейший сборник китайской поэзии — «Шицзин» — был составлен примерно за пятьсот лет до нашей эры. Также в древние еще времена возникли в Ки­ тае живопись, скульптура, письменная поэзия, проза. И вся эта древняя и богатейшая куль­ тура не умерла, не забыта. Она живет в легендах и сказках , в театральном ис­ кусстве, в песнях, в архитектуре, в ста­ ринных книгах. В бытность в Китае я на каждом шагу удивлялся поразительной памяти на­ рода. Вот возьмем роман «Троецарствие». В нем повествуется о политической и вооруженной борьбе в Китае в период 1 8 4—280 гг. нашей эры. О героях этой борьбы передавали из уст в уста народ­ ные сказители. В 1360 году на основе народных сказаний был создан роман «Троецарствие». Идет 1957 год, а геро­ ев, которые жили более двух тысяч лет назад, до сих пор помнит и знает почти каждый неграмотный крестьянин. Их имена стали нарицательными, их про­ славляют театры с современных теат­ ральных подмостков. Восемьсот-девятьсот лет назад в Ханьчжоу возникла легенда о пагоде «Громовой пик». Пагода давно развали­ лась, а легенда живет в народе. Образ очаровательной «Белой змейки» из этой легенды я видел в театре Пекинской оперы, в исполнении знаменитого Мэй Лань-фана. Пьеса «Западный флигель», написан­ н ая в период династии Юань, ставится сейчас почти всеми театрами Китая и принадлежит к числу драматических произведений, пользующихся известно­ стью во всем мире. З а последние годы многие китайские театры побывали на гастролях в раз­ ных странах Европы. Искусствоведов и артистов Запада привели в восторг те­ атральные костюмы китайского класси­ ческого театра. Парижские газеты писали, что китай­ ская одежда повлияет на парижские моды. И в самом деле, не прошло и ме­ сяца, как во французских магазинах уже было выставлено свыше десятка образцов последних мод — китайских платьев-халатов. Сергей Образцов, побывавший в Ки­ тае в 1953 году, спросил китайских то­ варищей: по чьим эскизам сделаны уди­ вительные по красоте костюмы актеров? Ему ответили: «Они сделаны без эски­ зов. Это традиционные костюмы китай­ ской оперы. В таких костюмах ходили тысячу лет назад во времена династии Тан». Китайцы — наследники древнейшей в мире цивилизации. И эта цивилизация живет не только в памяти людей и в их искусстве. Она живет в сердце каждого китайца, в его характере. На .протяже­ нии тысячелетий формировался китай­ ский национальный характер таким, что это не может не вызвать искреннего восхищения. Это, прежде всего ,—тру­ долюбие. Да, китаец поразительно трудолюбив. Он такж е удивительно внутренне дисци­ плинирован, баснословно вежлив, исклю­ чительно честен. Китай — страна не только огромного числа людей, но и высоких человече­ ских качеств. А как расцветает все это в новой, со­ циалистической эре, в которую вступил шестисотмиллионный народ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2