Сибирские огни, 1958, № 6
рикш со льдом образуются лужицы. Тут же, в застывшем потоке, стоят запряженные цугом мулы и ослики с подвязанными под хвостом мешками. На порожней колымаге с большими резино выми колесами растянулся возчик, жего напарник стоит в оглоблях, ожидая, ког да на светофоре загорится зеленый свет. И над всем этим скопищем возвышают ся, как слоны, автобусы и трамвайные вагоны. Красный свет гаснет, загорается ро зовый. Поток вздрагивает, оживает и, когда появляется зеленый ,— весь уст ремляется вперед. И тотчас же на дру гой улице застывает другой поток, та кой же огромный и также по-пекински колоритный. Регулировщик снова дела ет какие-то записи в своей книжке. Я улучаю подходящий момент и спраши ваю, что он записывает. — Мне поручено,— отвечает регули ровщ ик ,— обследовать и изучить улич ное движение. — Вы подсчитываете, сколько прохо дит людей и проезжает машин и телег? — Да. И знаете, что оказывается? В течение одного только часа через этот перекресток проехало более тридцати тысяч велосипедистов и велокебов, око ло шестисот автомашин, и мотоциклов, и прошло пятнадцать тысяч пешеходов. Время приближалось к десяти. На перекрестке стало спокойнее. Домохо зяйки с сумками в руках прошли на овощной рынок. Потянулась цепочка служащих в свои министерства. А через некоторое время вновь стало необычайно людно. — Тише и малолюднее,— сказал мне регулировщик ,— становится лишь с де вяти часов вечера, а с семи утра улицы снова превращаются в огромный мура вейник. * * * Где бы я ни был в Китае — в горо дах, рабочих поселках, в деревнях, я всюду почти физически чувствовал, что нахожусь в стране, в которой живет чет вертая часть человечества — шестьсот миллионов человек. Еще на заре истории в Китае было двадцать миллионов. Существует легенда, что Китай осно вали сто китайских семейств, «сто имен», пришедших из Центральной Азии. Накануне нашей эры сто семейств превратилось в пятьдесят миллионов че ловек, в 1500 году — в сто миллионов, в 1700 — в сто пятьдесят миллионов, а еще два столетия спустя — в четыре ста двадцать восемь миллионов. Цифры эти огромны, но они являются явно преуменьшенными. Я беседовал по этому вопросу с известным писателем Чжао Шу-ли. Он сказал: — По китайскому традиционному по- верию, власть над жизнью и смертью людей находится в руках владыки ада Яньвана. У Яньвана есть «Книга жизни и смерти», в которой записаны сроки жизни людей и животных. В старом Ки тае народ прозвал домовые книги «Кни гами жизни и смерти». Я с большим уважением отношусь к сатирическому таланту того, кто первый придумал это название. Народ всяческими способами избегал вписывания в эти адовы книги своих детей. Каждый китаец знал, что правящие классы являлись его злейшим врагом с первого же дня его появления на свет. Поэтому он всегда и во всем старался скрыть от них все данные о себе. Сокрытие данных о численности и составе населения — проявление на родной мудрости в целях самосохране ния. Но именно благодаря этому никто и не мог определить точную численность населения Китая. После освобождения народ сжег «Книги жизни и смерти» и завел «Кни ги правды». В 1953 году была проведе на всекитайская перепись населения. Оказалось — в Китае проживает 601 .912 .376 человек. А это значит— каждый четвертый человек на земле — китаец, каждый третий новорожденный — тоже китаец. По численности насе ления Китай в полтора раза больше Ев ропы, почти втрое больше всей Африки, вдвое больше обеих Америк. Французский писатель Клод Руа , по бывавший в Китае в 1952 году, в своей книге «Ключи к Китаю» цитирует изре чение своего земляка, пресловутого Ан дре Шида, который сказал в Бейруте и в Брюсселе: «Я верю в добродетель ма леньких народов. Верю в добродетель малых количеств. Мир спасут единицы». «Что это означает? — спрашивает Клод Р у а и отвечает: — Ровно ничего. Я не верю, что добродетель бельгийцев превосходит добродетель китайцев. И совсем не уверен в том, что жители Ко ста-Рики умственно и морально богаче жителей Советского Союза». Восклицание Андре Жида: «Мир спа сут единицы» —’ или не более как пус тое словцо, или маскировка заветной мысли о господстве западного меньшин ства над восточным большинством, то есть западных империалистов над наро дами Востока. Кроме преклонения перед «малым числом», которое якобы должно господ ствовать, империалисты явно1побаивают ся огромной численности китайского на селения. Уже много лет они трубят, что над миром висит «желтая опасность»: «Их так много, что они поглотят всю Европу и Америку». Колонизаторов «успокаивала» высо кая смертность в Китае. Но вот в Китае победила революция, и буквально через два месяца во французской буржуазной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2