Сибирские огни, 1958, № 6
стый переулок, будь над ним сводчатый потолок, он походил бы на туннель. Узенькая глинобитная мостовая, по ко торой едва расходятся два цстречных автобуса, узенький, в 'полметра шири ной, тротуар, вдоль которого тянется сплошная серая стена. В стене виднеются то здесь, то там красные ворота. Но вы можете открыть эти ворота и все равно ничего не уви деть. Против них воздвигнуты каменные стенки. Делалось это для того, чтобы злы е духи не проникали в жилища лю дей. Китайские злые духи глуповаты и так же, как акулы в море, ходят только по прямой. На стенках вы заметите надписи. Это заклинания от тех же злых духов. Правда, мой переводчик был очень удивлен, когда прочитал одну из таких надписей. Она гласила: «Склады вайте мусор в установленном месте». Старые надписи во многих случаях потускнели от времени или совершенно стерлись, и их никто не подновляет. Но стенки стоят. Они превратились, в сущ ности, в одну из деталей китайской ар хитектуры. Стенку перед входом во дворик я видел в усадьбе писателя Jiao Шэ. Даже перед входом в новые здания и залы устанавливаются такие «стен ки», правда, не из кирпичей, а из парчи, натянутой на изящные рамы. Сицзунбухутун всегда просыпается рано. Й вот сегодня, как только прозво нили побудку голуби-музыканты, в пере улке раздался громкий дребезжащий металлический звук. Его извлек из же лезного инструмента, напоминающего камертон, уличный парикмахер. Через плечо парикмахера перекинуто прямое бамбуковое коромысло. С одного конца к нему привязана табуретка, окрашен ная в красный цвет, с другого — круг лая корзина, наполненная цирюльными принадлежностями. Парикмахер прово дит по своему инструменту-камертону щипцами, этими же щипцами сжимает его концы, и по переулку снова разно сятся дребезжащие звуки, которые озна чают: «Пожалуйте бриться». Вслед за парикмахером прошел жес тянщик, позванивающий в такт шагам в маленькие медные тарелки. А затем за явили о своем появлении, каждый на свой лад, продавцы пампушек, пирож ков, зелени. Прошелестели шины трех колесного велосипеда с кабиной и оста новились около калитки соседнего дома. Рикш а сошел со своего сидения, посту чал в калитку. Тотчас же из нее выве ли ребенка и посадили в застедленную кабину. Рикша замкнул ее и поехал к другой калитке. Там повторилось то же самое. — Я вожу и х в детский сад ,— ска з а л мне рикша и, желая , очевидно, об ратить внимание на ответственность своей работы, добавил: — Как только ребенок садится в ка бину, все обязанности родителей пере кладываются на мои плечи. Вслед за рикшей я вышел н а одну из соседних улиц и сразу же попал в ог ромный людской поток. Двигались тыся чи людей. Многие не вмещались на тро туарах и шли по кромкам мостовых. По асфальту катились тележки рикш, сотни велосипедов, стучали копытами ослики, впряженные в двухколесные колымаги на шарикоподшипниковом ходу. То здесь, то там такие же колымаги тащили люди. Гудели, требуя себе дорогу, ав тобусы, легковые автомашины. Не было ни толкотни, ни брани. Глаз постепенно привыкает к огром ному людскому потоку и начинает вы хватывать из него отдельные краски. Вначале все передо мной закрыл синий цвет. Мужчины и женщины, старые и молодые — все одеты в синюю хлопча тобумажную ткань. Одежда чистая и опрятная, но утомляет глаз своим одно образным цветом и покроем. Молодеж ная газета «Чжунгоцинняньбао» уже много месяцев агитирует девушек: шей те платья из цветных тканей! Но все еще редко можно встретить в Пекине девушку в нарядной одежде. Надо пола гать — явление это временное, как вре менным было увлечение советских жен щин в двадцатых годах кожаными курт ками и красными косынками. Но вот я вижу мужчину с ребенком на руках, и мне кажется, что на его груди букет цветов. На ребенке шапоч ка, сшитая из красной, желтой и синей материи, разноцветные носочки, а ру баш ка—настоящий весенний луг. Груп па мальчиков и девочек окружила про давца засахаренных фруктов — перед ним словно образовалась цветочная клумба. На тротуарах дымят чугунные печки, клубится пар над котлами, шипит жир на сковородках. Это уличные ресторан чики. Люди берут из рук повара пиалу с рисом или чашку с лапшой и палоч ками быстро переправляют пищу себе в рот. Тут же на улице в огромных черных жаровнях ж арятся каштаны. Под стру ей терпкого их запаха сидит на корточ ках седобородый старик и со всего раз маху бросает горсть иголок. Они все, как одна, вонзаются острыми концами в су конку. Как не остановишься, как не ку пишь у такого ловкого человека хотя бы одну иглу! Спешит носильщик с гибким бамбуко вым коромыслом на плечах, на котором подвязаны корзины с поклажей. Много красивых, молодых, веселых лиц. А если вглядеться, то и лиц влюб ленных. Но для этого нужно вниматель но вглядеться. Китайцы стараются избе гать внешнего выражения своих чувств. Эта сдержанность выработалась, оче видно, в течение многих поколений и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2