Сибирские огни, 1958, № 6

— А вы побывайте здесь перед ут­ ренней зарей. В следующий раз я приехал на мост в тот час, когда ночь исчерпала все свои силы, а заря еще не загоралась. На не­ бе висела необыкновенно ярк ая луна, ш> бархатно-черной реке расстилалась ше­ велящ аяся серебряная дорога. Я уже много раз видел в Пекине такой пейзаж, но не в натуре, а вышитым на шелку, нарисованным на коробках и вазах из черного лака. — Это,— сказали мне,— считается одним из восьми прекраснейших пейза­ жей Пекина. Колонизаторы, ворвавшиеся в Китай около столетия тому назад , пытались разграбить и растоптать его националь­ ные ценности. На окраине Пекина есть горы Хоушань. Мне довелось там побы­ вать. Бродя по петляющим горным тро­ пинкам, тихим и грустным, я то и дело натыкался на руины улиц, видел остат­ ки павильонов, развалины башен. Э т о - кладбище когда-то существовавшего здесь Летнего дворца. Он был сожжен в 1'860 году английскими и французскими колонизаторами. Мир ужаснулся этим варварством. Великий французский писатель Виктор Гюго с возмущением писал капитану Бетлеру: «Существовало недавно в мире чудо мира: оно звалось Летним двор­ цом... Все, что может создать воображе­ ние народа, почти легендарного, вопло­ тилось в этом дворце... Дворец казался огромным слепком с фантазии, если только с фантазии можно сделать слепок. Представьте себе неописуемое соору­ жение, нечто подобное волшебному лун­ ному замку: это — Летний дворец. Соз­ дайте мечту из мрамора, нефрита, брон­ зы, фарфора, постройте ее из кедрового дерева, украсьте драгоценностями, за­ драпируйте шелками, превратите в свя­ тилище, в гарем, в крепость, населите богами и чудовищами, покройте лаком, эмалью, позолотой, лепкой, прикажите архитекторам, наделенным воображени­ ем поэтов, воплотить тысячу и один сон «Тысячи и одной ночи», окружите сада­ ми, бассейнами, сверкающими фонтана­ ми, лебедями, ибисами, Павлинами — словом, представьте себе неисчерпаемое и ослепительное богатство человеческой фантазии, претворенной в храм и дво­ рец, — и перед вами предстанет это "чу­ до. Чтобы создать его, нужен был дол­ голетний труд двух поколений. Это зда­ ние, громадное, как город, строилось веками. Для кого? Для народа. Ибо то, что творит время, принадлежит народу... Это чудо исчезло. Однажды двое бан­ дитов ворвались в Летний дворец. Один разграбил его, другой поджег... Перед судом истории один из бандитов будет называться Англией, другой — Фран­ цией». Очень хорошо сказал Мао Цзэ-дун 9. «Сибирские огни» № 6. про китайских революционных борцов, которых не удалось врагам ни запугать, ни покорить, ни истребить. «Они подня­ лись с земли, отерли кровь, похоронили погибших товарищей и снова продолжа­ ли борьбу». То же можно сказать про китайских строителей. После разрушительного на­ лета бандитов на их творения они под­ нялись с земли, отерли кровь и создали новое чудо: новый. Летний дворец «Ихэюань». Как всякое чудо, его трудно описать. «Ихэюань», что в буквальном перево­ де означает «Парк спокойствия»,— это самый красивый уголок Пекина, если только можно назвать «уголком» пло­ щадь в триста гектаров, на которой раз­ бросано более четырех тысяч различных строений. «Ихэюань» — это искусственные го­ ры, озера, пруды, павильоны, галереи. Это — бронзовые скульптуры львов, драконов, фениксов. Это—галерея, про­ тянувшаяся на 728 метров, украшенная сотней пейзажей города Ханьчжоу и его озера Сиху. Это — окна в парапете на берегу, озера: их больше ста и ни одно из них по своей форме не повторяет другое. Это — дворец, в котором высе­ чен в ста самых различных вариантах иероглиф «Шоу» — долголетие. «Ихэюань» — это башни, терема, бе­ седки, мосты, клумбы. На самом гребне горы возвышается четырехэтажная вось­ миугольная башня — пагода «Фусянго», поставленная на беломраморном фунда­ менте, в который упираются колонны из индийского железного дерева. Здесь же стоит беседка «Баоюнью», сделанная целиком из меди (175 тонн!), и терем, вы­ строенный без стропил, из одной глази­ рованной черепицы. В «Парке спокойствия» люди любуют­ ся двухэтажным зданием «Уляньдянь», в конструкции которого нет ни куска дерева, ни грамма металла, — один только камень. С ивовой аллеи люди идут на остров по семнадцатиарочному мосту; некоторые из посетителей затра ­ чивают на это целый день: на перилах моста более пятисот каменных львов и ни один из них не повторяет другого. Р азве можно осмотреть их за час или два? А как красив этот изогнутый аркооб­ разный мост, когда подъезжаешь к не­ му на лодке: он как бы вырастает из зе­ леноватой воды и встает перед вами на фоне голубого до прозрачности неба, какое бывает только в Пекине. Многое поражает и радует глаз в «Парке спокойствия»: пышность, при­ чудливость форм, красочность. Всюду видишь мрамор, нефрит, бронзу, ф ар ­ фор, лак, эмаль, позолоту. Но, пожалуй, сзмое^красивое здесь — цветы. Ранней весной распускаются магнолии, цветут персиковые деревья и айва. На смену

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2