Сибирские огни, 1958, № 6

гатил древний опыт своими знаниями и сердцем. И вот возник Пекин, непрев­ зойденный шедевр в мировой истории градостроительства. 3 Солнце сняло с Пекина голубую пар­ чу, и перед нами раскрылась широчен­ ная перспектива всего города: с севера на юг и с востока на. запад бежали пря­ мые, как натянутый шнур, и широкие, как реки во время разлива, улицы и проспекты. Это поразило. Ведь европей­ ские старинные города, к внешнему об­ лику которых мы привыкли, — это на­ стоящ ая путаница извилистых и узких улочек и переулков. Мы стояли в окружении нескольких стен: одна опоясывала «Внутренний го­ род», вторая — «Запретный» , который находится в центре «Внутреннего», а третья — «Пурпуровый», расположен­ ный внутри «Запретного». Сверху к аза­ лось, что все эти три города, как три коробки разных размеров, вложены один в другой. По центру «коробок» проходит, ясно видимая с горы Цзиншань, строго пря­ мая центральная ось города, а по обеим ее сторонам симметрично расположены старинные здания, пагоды , храмы, баш­ ни. На юге блестел золоченый шпиль, воздвигнутый на трехъярусной синей крыше Храма неба. Дворец, храм, здание — это в Китае всегда ансамбль из нескольких залов, павильонов, комнат, веранд, парков и дворов. Таков и Храм неба. Сразу же за массивными и величественными ворота­ ми начинается огромный парк. Более пяти тысяч одних только кипарисов. А сколько «Драконовых деревьев» с туго скрученными, как спираль, стволами! По парку расстилается широкая крем­ нистая аллея , окруженная молчаливы­ ми соснами. Аллея приводит посетите­ лей к приподнятой над землей и устлан­ ной каменными плитами «Дороге ду­ хов». В северном конце «Дороги духов» — главное здание храма «Циняньдянь». Поднимитесь на трехъярусную мрамор­ ную террасу, подойдите к воротам круг­ лого здания, откройте эти ворота, и вы увидите двадцать восемь созвездий — двадцать восемь деревянных, покрытых красным лаком, колонн. Четыре колонны, почти в два обхвата человеческих рук и в тридцать три мет­ ра высоты, обозначают четыре времени года. Они стоят в центре и своими могу­ чими головами поддерживают куполо­ образный потолок, на котором сплета­ ются ярко-зеленые, золотые и темно­ синие узоры . В середине потолка—дра­ кон на синем фоне. Он как бы летит под куполом f*6a. Двенадцать красных лакированных колонн, расставленных по кругу, изо­ бражают двенадцать месяцев года. Две­ надцать, находящихся в стене ,—- симво­ лизируют деление дня на двенадцать частей. И все это сооружено свыше пятисот лет тому назад! На другом конце «Дороги духов» сто­ ит такое же круглое, но меньшее по размерам здание «Хуанцюнюй». Оно знаменито «Стеной-эхо», которая его ок­ ружает. Скажешь какое-нибудь слово ,— и оно становится почти физически ощу­ тимым (кажется, протянешь руку — и оно попадет в ладонь) и одинаково слышимым на всем протяжении стены. А за «Стеной-эхо» другое чудо — «Хуаньцю» (алтарь неба) — трехъярус­ ное ступенчатое сооружение из мрамора с множеством фигурных столбиков. На самом верху алтаря круглый камень — «Центр Вселенной». Если встать на этот камень и произнести какое-нибудь сло­ во, эхо повторит его со всех сторон. У «Алтаря неба» множество балюст­ рад, концентрических кругов,, разнооб­ разных столбиков. И ни одно из этих сооружений не появилось здесь случай­ но. И расположение их, и число нахо­ дится в строгом соответствии с косми­ ческой системой, разработанной древни­ ми китайскими астрономами. Таков Храм неба, уходящий своими корнями в древность. И такова китай­ ская древность — с высокоразвитыми науками, архитектурой и живописью. Все пекинские достопримечательно­ сти невозможно даже перечислить. Это дворец-храм «Юнхэгун». Какое из зда­ ний в мировой архитектуре также стро­ го выдержано в стиле безупречной гар­ монии, как этот дворец! «Юнхэгун» — это и значит — «Дворец гармонии». Это — «Храм императорских предков», на воротах которого в 1950 году рукой Мао Цзэ-дуна начертаны иероглифы: «Дворец культуры трудящихся Пекина», «Храм божества земли и злаков» , превращен­ ный в парк имени Сун Ят-сена, парк «Бэйхай» с его Белой пагодой, павильо­ нами и стеной драконов, ставший город­ ком пекинских детей. А величественные и торжественные ворота Тяньаньмынь, которые изображе­ ны на гербе Республики! А колонны «Хуабяо» перед мостом Цзиныпуйцяо, с мраморными облаками и драконами! А мост Лугоуцяо! Марко Поло называл его «Первым мостом Китая». Он до сих пор восхищает людей. На перилах его установлено 280 колонн, увенчанных 280 львами. «Львов на мосту Лугоуцяо не перечесть» ,— говорит пекинская пос­ ловица. На мосту Лугоуцяо я видел плиту с вырезанною на ней надписью: «Предрас­ светная луна Лугоу». Я, конечно, уди­ вился, но мне посоветовали:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2