Сибирские огни, 1958, № 6
штурмовали повстанцы. Императору ни чего не оставалось, как удрать из двор ца на гору Цзиншань и затянуть здесь на своей трясущейся шее грубую джуто вую веревку. После этого древние стены Пекина были свидетелями еще многих историче ских событий и битв. В 1900 году ки тайцы подняли кулак против иностран ных захватчиков и отечественных фео далов. Отряды повстанцев, созданные тайным обществом «И-хэ-цюань», что в переводе означает — «кулак во имя справедливости и согласия», в 1900 го ду вступили в Пекин и блокировали кварталы иностранных дипломатиче ских миссий. 4 мая 1919 года пекинские студенты устроили крупную политическую демон страцию, которая положила начало антиимпериалистическому и антифео дальному движению по всей стране. Одним из руководителей этого движе ния был Ли Да-чжао. В то время Ли Да- чжао состоял профессором Пекинского университета и одновременно заведовал университетской библиотекой. Это был очень образованный и передовой чело век. Он был одним из первых маркси стов и пролетарских революционеров в Китае. Однажды к Ли Да-чжао пришел широ колицый юноша с густой непослушной шевелюрой. Он заговорил на хунань ском диалекте, и профессор сразу узнал в нем южанина. Это был Мао Цзэ-дун. Он поступил на работу в Пекинский университет и стал помощником Ли Да- чжао по- библиотеке. Именно здесь, под влиянием Ли Да-чжао молодой Мао Цзэ-дун воспринял революционную теорию марксизма-ленинизма. После «4 мая» пекинская земля ни разу не остывала. Подземные толчки с каждым годом становились все сильнее и ощутимее. В 1920 году в Пекине была создана одна из первых в Китае орга низаций коммунистической партии. 9 декабря 1935 года пекинские студен ты выступили за создание единого на ционального фронта против японского империализма. Студентами руководили коммунисты. Это было началом всеки тайского народного движения за спасе ние родины. — Вам довелось побывать в павиль оне Летнего дворца? — спросил меня мой спутник. —- О, это примечательный павильон. Он называется «Слушай песнь соловья». В 1949 году, когда На родно-освободительная армия окружила Пекин, гоминдановские генералы послу шались соловья и подписали там согла шение о мирной сдаче города. В павильоне всюду начертан иерог лиф «фу»: на стенах, на спинках стуль ев, на переплетах окон, на рамках зер кал. Он означает -— «счастье». Он был написан давно, этот иероглиф, но на стоящий и подлинный смысл приобрел только в 1949 году, когда над городом взвилось пятизвездное знамя. 2 ...Дымка постепенно рассеивалась. Перед нашими глазами раздвигался один парчовый занавес за другим, и все шире и шире раскрывался город. Первыми показались знаменитые пекинские пар ки, древние, с могучей кроной вековых деревьев. В парке, носящем сейчас имя Сун Ят- сена, п я ти с о тл ети е кипарисы задумчи во шелестели листвой над черепичными крышами павильонов. Еще более древ ние, с цементными пломбами на чер ных, как уголь, стволах — о чем-то- тихо, вполголоса, переговаривались с каменными львами, высеченными ещ е при монгольских ханах. Тесно примкнув, друг к другу, стоял дружной семьей вечнозеленый, негнущийся бамбук. Парки виднелись всюду, где стояли пагоды с вытянутыми шеями или изо гнутые крыши башен, храмов и различ ных дворцов. А между ними, на многие километры, которые мог охватить глаз, расстилалась зеленая волнистая полоса, прикрывавшая своими кудрями город. Казалось, перед нами был сплошной сад. Пекин, когда ходишь по его улицам, кажется совсем другим —- лысым и не приветливым. Почти нигде не видно ни деревьев, ни клумб, ни газонов. С горы Цзиншань передо мной рас крылась одна из тайн Пекина: в городе много зелени, но она «запрятана» во внутренних двориках, обнесенных сте нами. В давние времена по приказу импе раторов запрещалось строить дома йыше одноэтажных дворцов. Этот приказ не касался деревьев, и они поднимались все выше и выше, прикрыв одноэтажный город своей листвой. ...Йа восточном небосклоне появилось, наконец, солнце. По городу пронесся легкий ветерок, и перед нами мгновенно все преобразилось: зазолотились, за искрились верхушки пагод, крыши двор цов из глазированной черепицы, изо гнутые вверх козырьки крыш прави тельственных зданий. Ближе всех был к нам император ский дворец, который сейчас называет ся «Музей Гугун». Это, в сущности, це лый город. Он так и назывался: «Цзы- цзинчэн», что- значит —■ «Запретный город». С восходом солнца перед нами заблестели золотистые крыши ворот, зданий, павильонов, палат. То там, то здесь виднелись беломраморные лестни цы, балюстрады и портики. Около во рот и парадных входов стояли бронзо вые львы и позолоченные чаны. На пли тах лежали мраморные мифические фе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2