Сибирские огни, 1958, № 6

На одной из постелей лежит недошитое платье. —• В свободное время мастерим, ведь мы швеи, портнихи, — говорит Катя, обводя взглядом комнату. — Это платье я шью Наде, а она у нас специалист по пальто. Так вон оно что! — Почему же вы задумали переме­ нить профессию? Или плохо быть порт­ нихами? — Нет, не плохо... Мы приехали сюда по путевкам комсомола, —■ объясняет тоненькая Надя, та самая, что недавно не могла удержать носилки. «По путевке комсомола»! Кому из нас не ясен смысл этих трех слов? Они на­ писаны на знамени молодых и смелых, тех, что добровольно принимают на свои плечи тяжесть трудных и славных дел. Хочется задать десятки вопросов. Но молчу, зная из опыта, что на первых порах лучше не докучать людям рас­ спросами. Тогда они скорей разговорят­ ся и будут откровенней. — Обед на столе! — крикнула из кухни Саша, старшая, полногрудая, На­ дина любовь. Румяная , душистая картошка шипела, окруженная ломтиками колбасы. Все шестеро едим прямо со сковоро­ ды. Едим дружно и быстро, не чинясь друг перед другом и не стесняясь за ­ хватить кусок побольше. Я очень за ­ мерзла и теперь искренне радуюсь теп­ лу этой белой кухоньки и аромату вкус­ ной картошки. Обжигаясь, пью из гра­ неного стакана сладкий чай. То же де­ лают Катя, Зина, Надя, Саша и еще одна девушки — Инна. Остаток дня брожу по стройке, зна­ комлюсь с проектом будущего завода, разговариваю с десятками людей. Мате­ риал для корреспонденции постепенно собирается в блокноте. Возвращаюсь домой тем же путем. Дорога безлюдна, и я спешу скорей до­ браться до автобусной остановки. Но уже не страшит зимнее степное безмол­ вие. О нем я просто не думаю, переби­ рая в памяти впечатления дня. В .карма­ не нащупываю записку с адресом того ателье, где работали девушки-портнихи. 2 У Полины Ивановны Толстиковой, директора ателье дамского платья, — больное сердце. Впрочем, и лет ей уже немало, так что стоит ли этому удив­ ляться? По ее словам, не совсем обычно только то, что сердце, как барометр, всегда предупреждает ее о всякого рода неприятностях. , Так было и "в те дни, о которых я на­ поминаю Полине Ивановне. Сердце пред­ сказывало ей тогда крупные неприятно­ сти, хотя все как будто шло своим че­ редом. Работницы входили по утрам в зал мастерской. На длинные, отполиро­ ванные столы ложились шуршащие шел­ ка — яркие, пестрые, светлые. Одна за другой швейные машины начинали свой стрекот. И солнце! Как оно щедро ос­ вещало зал в эти знойные июльские де­ нечки! Вспоминая, Полина Ивановна жмурит глаза, словно подставляя лицо горячим солнечным лучам. А я, слушая ее, как- то не могу поверить в это... З а окном ветер треплет голые побеги кустов. Мо­ лодое деревцо уклоняется от ветра, при­ гибается к земле, а тот все же настига­ ет, гнет тонкий ствол. День серый, су­ мрачный. С северной стороны окна до­ мов точно закрыты белыми ставнями. Полно, да бывает ли этот город привет­ ливым, солнечным? Но Полина Ивановна рассказывает так выразительно, что я постепенно на­ чинаю щ здставлять зеленые кусты, рас­ каленный асфальт, смуглых ребятишек в панамках, женщин в открытых летних платьях. Вишу, как этот зал купается в солнечных лучах. ...Вот проходит к своему месту ма­ ленькая девушка с золотистой головкой. Сознавая свое обаяние, девушка гордо поднимает круглый подбородок, в гла­ зах ее прячется лукавинка. Это — ма­ стер дамского платья Катя Б ерезка . Тонкие пальцы начинают проворно вты­ кать в материал иголку, чуть-чуть пока­ зывается, не спрашивая разрешения хо­ зяйки, розовый кончик языка, — это от старания. Катя, к ак всегда,* работает молча. Но сейчас это молчание каж ет­ ся Полине Ивановне недобрым. Она чув­ ствует, она знает, что всю эту историю затеяла именно Катя. «Подумать только, уводит из мастер­ ской девчат! А работниц и так не хва­ тает. Как теперь план выполнять бу­ дем?» — сокрушенно думает она. Полина Ивановна подсаживается к Кате, смотрит, как та переносит с од­ ной стороны платья на другую стежки- метки, сделанные закройщицей на при­ мерке. — Все-таки неправильно это, — вздыхая, начинает она издалека. — С живым человеком работает одна закрой ­ щица. А мастер должен вот по этим ниткам угадать, какая фигура и какой вкус у заказчицы. — Так ведь метки — наш а портняж­ ная грамота. Если ты мастер, умей чи­ тать по стежкам, — с улыбкой отвечает Катя. — Так-то оно так, да ведь не каждой это удается. У тебя к этому талант... Чего отмахиваешься? Талант и есть. Он в каждом деле нужен, талант-то...-—ска­ зав, наконец, то, ради чего она завела разговор, Полина Ивановна, хитровато сощурив глаза, смотрит на Катю.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2