Сибирские огни, 1958, № 6
На одной из постелей лежит недошитое платье. —• В свободное время мастерим, ведь мы швеи, портнихи, — говорит Катя, обводя взглядом комнату. — Это платье я шью Наде, а она у нас специалист по пальто. Так вон оно что! — Почему же вы задумали переме нить профессию? Или плохо быть порт нихами? — Нет, не плохо... Мы приехали сюда по путевкам комсомола, —■ объясняет тоненькая Надя, та самая, что недавно не могла удержать носилки. «По путевке комсомола»! Кому из нас не ясен смысл этих трех слов? Они на писаны на знамени молодых и смелых, тех, что добровольно принимают на свои плечи тяжесть трудных и славных дел. Хочется задать десятки вопросов. Но молчу, зная из опыта, что на первых порах лучше не докучать людям рас спросами. Тогда они скорей разговорят ся и будут откровенней. — Обед на столе! — крикнула из кухни Саша, старшая, полногрудая, На дина любовь. Румяная , душистая картошка шипела, окруженная ломтиками колбасы. Все шестеро едим прямо со сковоро ды. Едим дружно и быстро, не чинясь друг перед другом и не стесняясь за хватить кусок побольше. Я очень за мерзла и теперь искренне радуюсь теп лу этой белой кухоньки и аромату вкус ной картошки. Обжигаясь, пью из гра неного стакана сладкий чай. То же де лают Катя, Зина, Надя, Саша и еще одна девушки — Инна. Остаток дня брожу по стройке, зна комлюсь с проектом будущего завода, разговариваю с десятками людей. Мате риал для корреспонденции постепенно собирается в блокноте. Возвращаюсь домой тем же путем. Дорога безлюдна, и я спешу скорей до браться до автобусной остановки. Но уже не страшит зимнее степное безмол вие. О нем я просто не думаю, переби рая в памяти впечатления дня. В .карма не нащупываю записку с адресом того ателье, где работали девушки-портнихи. 2 У Полины Ивановны Толстиковой, директора ателье дамского платья, — больное сердце. Впрочем, и лет ей уже немало, так что стоит ли этому удив ляться? По ее словам, не совсем обычно только то, что сердце, как барометр, всегда предупреждает ее о всякого рода неприятностях. , Так было и "в те дни, о которых я на поминаю Полине Ивановне. Сердце пред сказывало ей тогда крупные неприятно сти, хотя все как будто шло своим че редом. Работницы входили по утрам в зал мастерской. На длинные, отполиро ванные столы ложились шуршащие шел ка — яркие, пестрые, светлые. Одна за другой швейные машины начинали свой стрекот. И солнце! Как оно щедро ос вещало зал в эти знойные июльские де нечки! Вспоминая, Полина Ивановна жмурит глаза, словно подставляя лицо горячим солнечным лучам. А я, слушая ее, как- то не могу поверить в это... З а окном ветер треплет голые побеги кустов. Мо лодое деревцо уклоняется от ветра, при гибается к земле, а тот все же настига ет, гнет тонкий ствол. День серый, су мрачный. С северной стороны окна до мов точно закрыты белыми ставнями. Полно, да бывает ли этот город привет ливым, солнечным? Но Полина Ивановна рассказывает так выразительно, что я постепенно на чинаю щ здставлять зеленые кусты, рас каленный асфальт, смуглых ребятишек в панамках, женщин в открытых летних платьях. Вишу, как этот зал купается в солнечных лучах. ...Вот проходит к своему месту ма ленькая девушка с золотистой головкой. Сознавая свое обаяние, девушка гордо поднимает круглый подбородок, в гла зах ее прячется лукавинка. Это — ма стер дамского платья Катя Б ерезка . Тонкие пальцы начинают проворно вты кать в материал иголку, чуть-чуть пока зывается, не спрашивая разрешения хо зяйки, розовый кончик языка, — это от старания. Катя, к ак всегда,* работает молча. Но сейчас это молчание каж ет ся Полине Ивановне недобрым. Она чув ствует, она знает, что всю эту историю затеяла именно Катя. «Подумать только, уводит из мастер ской девчат! А работниц и так не хва тает. Как теперь план выполнять бу дем?» — сокрушенно думает она. Полина Ивановна подсаживается к Кате, смотрит, как та переносит с од ной стороны платья на другую стежки- метки, сделанные закройщицей на при мерке. — Все-таки неправильно это, — вздыхая, начинает она издалека. — С живым человеком работает одна закрой щица. А мастер должен вот по этим ниткам угадать, какая фигура и какой вкус у заказчицы. — Так ведь метки — наш а портняж ная грамота. Если ты мастер, умей чи тать по стежкам, — с улыбкой отвечает Катя. — Так-то оно так, да ведь не каждой это удается. У тебя к этому талант... Чего отмахиваешься? Талант и есть. Он в каждом деле нужен, талант-то...-—ска зав, наконец, то, ради чего она завела разговор, Полина Ивановна, хитровато сощурив глаза, смотрит на Катю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2