Сибирские огни, 1958, № 5
гия, и это значительно затрудняет ха рактеристику творческой эволюции ком позитора. Кроме того, Б. Штейнпресс ставит пе ред собой важную задачу, заключаю щуюся в очищении биографии Алябьева от измышлений, неверных фактов и све дений, искажающих его облик. С этими задачами автор вполне спра вился. Основные факты из жизни ком позитора освещены очень подробно и детально. Привлечено большое количе ство самых разнообразных, прямых и косвенных источников. Особенно значительны в книге отдель ные периоды в алябьевской биографии. Так, период Отечественной войны 1812 г. в существующих работах о ком позиторе либо не получал никакого ос вещения, либо раскрывался чрезвычай но сцупо. Автор книги, опираясь на под линные документы, показывает, что среди многих патриотов, добровольно вступивших в армию, был Алябьев. Он являлся активным участником военных действий. Все эти сведения ценны, так как из вестным образом объясняют интерес композитора к военно-патриотической те матике в романсном .творчестве (три «Песни Баяна», «Песня старика», «Пес ня инвалида» и др.). А главное характе ризуют Алябьева, как передового рус ского деятеля своего времени. В этом же плане интересна и значи тельна глава «Дружеские связи офицера и музыканта Алябьева». «Алябьев принадлежал к поколению людей, выдвинувшему декабристов»,— начинает эту главу Б. Штейнпресс. А да лее он резко и справедливо восстает против бездоказательных утверждений о принадлежности Алябьева к идеям дека бризма (Канн-Новикова — книга б Глин ке, Утков — предисловие к'сочинению о П. Ершове). Б. Штейнпресс, опираясь и здесь на подлинные документальные ма териалы, показывает, что композитор был знаком со многими декабристами (с А. А. Бестужевым, В. К. Кюхельбеке ром, Н. Н. Оржицким и др.). С некото рыми из них у Алябьева установилась даже творческая связь. На тексты Ор- жицкого и Кюхельбекера Алябьев напи сал некоторые свои вокальные произве дения. Известно, что некоторые совре менники, близкие к декабристам, относи лись к композитору весьма положитель- но. Однако все это не является серьез ным материалом для утверждения идей ной близости Алябьева к декабристам. Вот почему, не выступая против харак теристики Алябьева как передового ху дожника своего времени, автор прямо и верно говорит о том", что декабристом композитор по своим убеждениям не был. Весьма запутанным до сих пор в био графии Алябьева был факт его сибир ской ссылки. В некоторых источниках ссылка композитора расценивалась чуть- ли не как факт, свидетельствующий о» его декабристских убеждениях. , Восстановив по документам всю исто рию, Б. Штейнпресс показал, что к ха рактеристике политических взглядов композитора это не имеет никакого отно шения, что Алябьев был сослан в Си бирь в результате нелепого бытового эпизода, который был неверно истолко ван судебными властями (недоказанное обвинение композитора в убийстве по мещика Времева). Важное значение в обрисовке творче ского пути Алябьева имеют главы, в ко торых дана характеристика деятельности композитора в области музыкального театра. Автор обстоятельно рассказал о работе Алябьева над созданием жанра водевиля и комической оперы («Новая шалость, или Театральное сражение», «Лунная ночь, или Домовые» и другие), привел ценный и интересный фактиче ский материал, характеризующий теат рально-музыкальную обстановку в Пе тербурге в 20-е годы прошлого столетия, в условиях которой развернулась теат ральная деятельность композитора. И, несмотря на все это, книга «Стра ницы из жизни А. А. Алябьева» вызыва ет ощущение известной неудовлетворен ности. Связано это с тем, что автор, при водя огромный фактический материал, не делает хотя бы небольших выводов. Характерно, что главы не имеют логиче ского завершения. Автор приостанавли вает рассказ там, где кончается изложе ние какого-то определенного факта. Чи татель как бы «тонет» в количестве фактов, которые почти не анализиру ются. Однако, несмотря на этот существен ный пробел, книга Б. Штейнпресса представляет собой первый серьезный, необходимый и полезный биографиче ский материал об Алябьеве. Л. Хинчик. КОРОТКО О КНИГАХ Давыдов М. М. Перспективы комп лексного использования стока сибирских рек. М., «Знание», 1957. 32 с. По полюсу гордо шагает, Меняет течение рек, Высокие горы сдвигает Советский простой человек. Эти гордые песенные строки невольно- всплывают в памяти, когда читаешь бро шюру М. Давыдова. Увлекательную перс пективу новых чудес, творимых руками советских простых людей, открывает нам автор. На наших глазах в Сибири разверты вается строительство крупнейших гидро электростанций. Но сказочная мощь си
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2