Сибирские огни, 1958, № 5

гия, и это значительно затрудняет ха­ рактеристику творческой эволюции ком­ позитора. Кроме того, Б. Штейнпресс ставит пе­ ред собой важную задачу, заключаю­ щуюся в очищении биографии Алябьева от измышлений, неверных фактов и све­ дений, искажающих его облик. С этими задачами автор вполне спра­ вился. Основные факты из жизни ком­ позитора освещены очень подробно и детально. Привлечено большое количе­ ство самых разнообразных, прямых и косвенных источников. Особенно значительны в книге отдель­ ные периоды в алябьевской биографии. Так, период Отечественной войны 1812 г. в существующих работах о ком­ позиторе либо не получал никакого ос­ вещения, либо раскрывался чрезвычай­ но сцупо. Автор книги, опираясь на под­ линные документы, показывает, что среди многих патриотов, добровольно вступивших в армию, был Алябьев. Он являлся активным участником военных действий. Все эти сведения ценны, так как из­ вестным образом объясняют интерес композитора к военно-патриотической те­ матике в романсном .творчестве (три «Песни Баяна», «Песня старика», «Пес­ ня инвалида» и др.). А главное характе­ ризуют Алябьева, как передового рус­ ского деятеля своего времени. В этом же плане интересна и значи­ тельна глава «Дружеские связи офицера и музыканта Алябьева». «Алябьев принадлежал к поколению людей, выдвинувшему декабристов»,— начинает эту главу Б. Штейнпресс. А да­ лее он резко и справедливо восстает против бездоказательных утверждений о принадлежности Алябьева к идеям дека­ бризма (Канн-Новикова — книга б Глин­ ке, Утков — предисловие к'сочинению о П. Ершове). Б. Штейнпресс, опираясь и здесь на подлинные документальные ма­ териалы, показывает, что композитор был знаком со многими декабристами (с А. А. Бестужевым, В. К. Кюхельбеке­ ром, Н. Н. Оржицким и др.). С некото­ рыми из них у Алябьева установилась даже творческая связь. На тексты Ор- жицкого и Кюхельбекера Алябьев напи­ сал некоторые свои вокальные произве­ дения. Известно, что некоторые совре­ менники, близкие к декабристам, относи­ лись к композитору весьма положитель- но. Однако все это не является серьез­ ным материалом для утверждения идей­ ной близости Алябьева к декабристам. Вот почему, не выступая против харак­ теристики Алябьева как передового ху­ дожника своего времени, автор прямо и верно говорит о том", что декабристом композитор по своим убеждениям не был. Весьма запутанным до сих пор в био­ графии Алябьева был факт его сибир­ ской ссылки. В некоторых источниках ссылка композитора расценивалась чуть- ли не как факт, свидетельствующий о» его декабристских убеждениях. , Восстановив по документам всю исто­ рию, Б. Штейнпресс показал, что к ха­ рактеристике политических взглядов композитора это не имеет никакого отно­ шения, что Алябьев был сослан в Си­ бирь в результате нелепого бытового эпизода, который был неверно истолко­ ван судебными властями (недоказанное обвинение композитора в убийстве по­ мещика Времева). Важное значение в обрисовке творче­ ского пути Алябьева имеют главы, в ко­ торых дана характеристика деятельности композитора в области музыкального театра. Автор обстоятельно рассказал о работе Алябьева над созданием жанра водевиля и комической оперы («Новая шалость, или Театральное сражение», «Лунная ночь, или Домовые» и другие), привел ценный и интересный фактиче­ ский материал, характеризующий теат­ рально-музыкальную обстановку в Пе­ тербурге в 20-е годы прошлого столетия, в условиях которой развернулась теат­ ральная деятельность композитора. И, несмотря на все это, книга «Стра­ ницы из жизни А. А. Алябьева» вызыва­ ет ощущение известной неудовлетворен­ ности. Связано это с тем, что автор, при­ водя огромный фактический материал, не делает хотя бы небольших выводов. Характерно, что главы не имеют логиче­ ского завершения. Автор приостанавли­ вает рассказ там, где кончается изложе­ ние какого-то определенного факта. Чи­ татель как бы «тонет» в количестве фактов, которые почти не анализиру­ ются. Однако, несмотря на этот существен­ ный пробел, книга Б. Штейнпресса представляет собой первый серьезный, необходимый и полезный биографиче­ ский материал об Алябьеве. Л. Хинчик. КОРОТКО О КНИГАХ Давыдов М. М. Перспективы комп­ лексного использования стока сибирских рек. М., «Знание», 1957. 32 с. По полюсу гордо шагает, Меняет течение рек, Высокие горы сдвигает Советский простой человек. Эти гордые песенные строки невольно- всплывают в памяти, когда читаешь бро­ шюру М. Давыдова. Увлекательную перс­ пективу новых чудес, творимых руками советских простых людей, открывает нам автор. На наших глазах в Сибири разверты­ вается строительство крупнейших гидро­ электростанций. Но сказочная мощь си­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2