Сибирские огни, 1958, № 5
характером, могут быть только те дви жения души, которые определяются -внутренней логикой развития образа. ■Из всех возможных решений — какие думы должен думать данный герой в данных обстоятельствах, какие слова го ворить, какие действия предпринимать — всегда есть одно, наиболее верное и точное. Именно это самое верное худо жественное решение писатель и должен искать и находить. Успех этих поисков -определяется знанием жизни, уровнем таланта, несмиряющимся упорством и бесконечным трудолюбием писателя» ,(179). В третьей главе критика интересуют способы выражения мысли и чувства ге роев. Он обращается преимущественно -к опыту JI. Толстого и М. Шолохова. Читатель заинтересуется тем, как пода ет он сцену первого сближения Пьера и Элен, а также ход мысли Каренина с то го момента, как он получил телеграмму умирающей Анны. Запомнит он и по путно высказанную, но очень важную мысль о том, что каждый персонаж у Толстого, как правило, «мыслит в стро гих пределах своих возможностей, т. е. ■в пределах своего характера, в соответ ствии со своим мировоззрением — имен но так, как это и бывает на самом деле -в жизни». Он призывает наших прозаиков поль зоваться сильным и испытанным худо жественным приемом, смысл которого заключается в том, чтобы мысли и чув- -ства выражались взглядом, жестом, по ложением фигуры героя. Если же мысль персонажа выражается посредст вом слова, то речь его должна быть не* многословной. Ее, как правило, нужно •сопровождать жестами, движением, дей ствием, чтобы, как говорит автор, произ носимое слово не оказывалось «голым». Речь идет, таким образом, об авторских пояснениях, или ремарках к репликам персонажей, как эффективном средстве художественной изобразительности. Это убедительно показано на примерах, взя тых из произведений JI. Толстого. Читатель найдет в книге также и ин тересные мысли о путях индивидуализа ции языка персонажей. Что же касается рассуждений М. Шке- рина о типичности, то они вызывают не доумение — настолько они не соответ ствуют нашим сегодняшним представле ниям и терминологии. Он называет ти пическим то, что с наибольшей полнотой и заостренностью выражает сущность данного социального явления. От такого понимания типического наше литерату роведение отказалось, ибо оно игнориру- -ет специфику искусства, не учитывает своеобразный характер взаимоотноше- •ния между общим и единичным, част ным в художественном типе. При таком представлении о типическом невозможно -объяснить тот очевидный факт, что ти- -пические образы долговечнее тех или иных социальных явлений, которые име ют исторически ограниченную жцзнь. В конце книги («Заключение») подни мается очень важный вопрос о публици стичности в художественном произведе нии. Автор высказывается против пуб лицистичности, так как она, по его мне нию, противоречит образному строю мышления в искусстве. Полагаем, что разговор на эту тему нуждается в боль шей основательности. Тезис против' пуб лицистичности выглядит в книге декла ративно, без необходимой аргументации. М. Шкерин популярно и интересно пишет о логике развития характеров, о духовном мире героев. Молодые писате ли и читатели почерпнут в книге нема ло полезных сведений. Нужно, правда, пожалеть, что некоторые стороны проб лемы характера не получили здесь осве щения и даже не поставлены. Возьмем, например, такой вопрос, как многогран ность или полнота характера. Иные пи сатели создают слишком уж однотонные характеры, не умея извлекать звуки из всех струн человеческой души. Вот на это нужно обратить внимание наших молодых писателей. Ведь народ ждет от них таких образов, в которых бы воплотились богатые душевные качест ва советских людей. А. Левитина. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБ АЛИБЬЕВЕ Углубленное изучение творческой деятельности русских музыкантов про шлого — одна из серьезнейших задач советского музыкознания. В последнее время наблюдается стремление к освещению жизни и твор чества не только великих русских клас сиков, но и тех художников, которые внесли значительную лепту в развитие русской музыкальной культуры. К числу таких относится талантливый русский композитор первой половины прошлого столетия Александр Александ рович Алябьев. Работ, посвященных творчеству Аля бьева, чрезвычайно мало. Только в по следнее время его жизненный и творче ский путь стал серьезно изучаться. По этому выпуск большого труда Б. Штейн- пресса «Страницы из жизни А. А. Аля бьева»1 имеет большое значение. В пре дисловии автор пишет, что его книга представляет собой, с одной стороны, описание жизни композитора, с дру гой, — творческую биографию произве дений. В существующих работах об Алябьеве отсутствует точная хроноло ‘ Б. Ш т е й н п р е с с. « С т р а н и ц ы и з ж и з н и А. А. А л я б ь е в а » . М., Музгиз,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2