Сибирские огни, 1958, № 5
О ХАРАКТЕРЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Советская литература не только в прошлом, но и в наши дни создала не мало интересных характеров. Но все же перед ней еще стоит задача создания жизненно достоверных, ярких и много сторонних характеров наших современ ников. И обязанность критики вести пи сателей к этой цели, давать объектив ный анализ их успехов и просчетов. Так и понял свою задачу критик М. Шке- рин1. В его книгу включены литератур но-критические работы, написанные на протяжении нескольких лет (с 1948 по 1955 гг.). Но это не чувствуешь при чте нии, так как она объединена единой проблемой — проблемой художественно го мастерства. Мы далеки от мысли требовать, чтобы данная проблема была здесь исчерпы вающе решена. Не делаем мы критику упрека и за то, что он не рассматривает все ее стороны, так как он оговорил се бе это право самим названием. Перед на ми не теоретический труд, от которого требуется всесторонний анализ взятой проблемы, а именно критический. Лите ратурное произведение здесь — в цент ре внимания. Попутно же высказывают ся общие мысли о художественном ма стерстве. Итак, мы не в претензии на автора за отсутствие в его книге полноты, за то, что иные, весьма важные вопросы из бранной им темы даже не поставлены. Его дело — ограничить или расширить круг исследования. Но все же ему стои ло предуведомить читателя, что он соз нательно ограничил свою задачу иссле дованием лишь части большой проблемы мастерства — исследованием характера. Книга состоит из трех глав («О типич ности», «Логика развития характера», «Раскрытие духовного мира героев»). Самые сильные места в ней те, где ана лизируется конкретный художественный текст. Всякий с интересом прочтет увле кательно написанные этюды о характе рах и эпизодах «Рудина», «Войны и ми ра», «Анны Карениной», «Матери», «Тихого Дона», «Молодой гвардии», «Белой березы» и др. Внимательно прослеживая линию по ведения того или иного героя, логику развития его характера, художествен ные способы раскрытия его духовного мира, автор вводит читателя в «тайное тайных» творческой работы писателя. Сосредоточенность критика на проб леме характера свидетельствует о том, как он озабочен делами рашей литера туры, ее удачами и недостатками, как 1 М и х. Ш к е р и н . О ч е р к и о х у д о ж е с т в е н н о м м а с т е р с т в е п и с а т е л е й . М. «Молодая гвардия» , 1957, 240 стр. его беспокоит множество бледных фи гур, создаваемых иными нашими писа телями. «Именно на пути создания характеров испытывают наибольшие трудности на ши молодые писатели». Эти слова и оп ределяют основную задачу книги: пока зать литературной молодежи, как круп ные мастера художественного слова соз давали характеры, и обратить внимание- на неудачи молодых писателей, еще , не: умеющих делать это крепко, добротно.. Исходный тезис автора: в выдающих ся художественных произведениях «ге рои думают, говорят и действуют в пол ном соответствии со своим характером, с- обстоятельствами времени и места дей ствия» (180). Убеждаешься в л а б и л ь н о с т и этой мысли, когда читаешь инте ресные рассуждения о внутренней логи ке развития характера Ниловны, Давы дова и др. Действительно поучителен анализ шолоховского метода построения1 характеров. Мы видим, что каждый шо лоховский герой мыслит, говорит и дей ствует всегда в духе своего характера, в- результате чего создается такое впечат ление, «как если бы мы имели дело с живыми людьми, которые руководству ются своим умом и своими чувствами». Когда критик говорит об отсутствии авторского произвола в произведениях Шолохова, мы хорошо понимаем, что* речь идет о важнейшем принципе реали стического искусства — о жизненной до стоверности образа, о натуральности об раза мыслей, чувств и поступков героя. Читатель должен забыть писателя ради его героя. Следя за историей жизни Клима Самгина, мы ведь совершенно забываем, что это Горький «выдумал» мысли и чувства Клима, что Горький «придумал» ему цепь подлых поступков, как и постоянное стремление его к само оправданию. При чтении романа мы об этом забываем, так как видим, что Клим*, всегда остается верен самому себе, то есть своему характеру. Никакого наси лия над образом- мыслей Клима писатель- не допускает. Кажется, что горьковский герой действует сам по себе, без автор ской указки. Нельзя не согласиться с наблюдения ми М. Шкерина над поведением глав ных героев «Жатвы» Г. Николаевой в эпизоде их первой встречи после возвра щения Ва'силия Бортникова. Он хорошо- показал, как автор поставил героев в не сколько ложное положение. Эти герои говорят и действуют так, как их застав ляет говорить и действовать автор, но не так, как им подсказывает их харак тер. Обращаем внимание на важный вы вод, сделанный во второй главе: «Художник не имеет права принуж дать героев к поступкам, которых они не- могут совершить в данных обстоятельст вах. В каждой ситуации для каждого персонажа, обладающего тем или иньш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2