Сибирские огни, 1958, № 5

О ХАРАКТЕРЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Советская литература не только в прошлом, но и в наши дни создала не­ мало интересных характеров. Но все же перед ней еще стоит задача создания жизненно достоверных, ярких и много­ сторонних характеров наших современ­ ников. И обязанность критики вести пи­ сателей к этой цели, давать объектив­ ный анализ их успехов и просчетов. Так и понял свою задачу критик М. Шке- рин1. В его книгу включены литератур­ но-критические работы, написанные на протяжении нескольких лет (с 1948 по 1955 гг.). Но это не чувствуешь при чте­ нии, так как она объединена единой проблемой — проблемой художественно­ го мастерства. Мы далеки от мысли требовать, чтобы данная проблема была здесь исчерпы­ вающе решена. Не делаем мы критику упрека и за то, что он не рассматривает все ее стороны, так как он оговорил се­ бе это право самим названием. Перед на­ ми не теоретический труд, от которого требуется всесторонний анализ взятой проблемы, а именно критический. Лите­ ратурное произведение здесь — в цент­ ре внимания. Попутно же высказывают­ ся общие мысли о художественном ма­ стерстве. Итак, мы не в претензии на автора за отсутствие в его книге полноты, за то, что иные, весьма важные вопросы из­ бранной им темы даже не поставлены. Его дело — ограничить или расширить круг исследования. Но все же ему стои­ ло предуведомить читателя, что он соз­ нательно ограничил свою задачу иссле­ дованием лишь части большой проблемы мастерства — исследованием характера. Книга состоит из трех глав («О типич­ ности», «Логика развития характера», «Раскрытие духовного мира героев»). Самые сильные места в ней те, где ана­ лизируется конкретный художественный текст. Всякий с интересом прочтет увле­ кательно написанные этюды о характе­ рах и эпизодах «Рудина», «Войны и ми­ ра», «Анны Карениной», «Матери», «Тихого Дона», «Молодой гвардии», «Белой березы» и др. Внимательно прослеживая линию по­ ведения того или иного героя, логику развития его характера, художествен­ ные способы раскрытия его духовного мира, автор вводит читателя в «тайное тайных» творческой работы писателя. Сосредоточенность критика на проб­ леме характера свидетельствует о том, как он озабочен делами рашей литера­ туры, ее удачами и недостатками, как 1 М и х. Ш к е р и н . О ч е р к и о х у д о ­ ж е с т в е н н о м м а с т е р с т в е п и с а т е ­ л е й . М. «Молодая гвардия» , 1957, 240 стр. его беспокоит множество бледных фи­ гур, создаваемых иными нашими писа­ телями. «Именно на пути создания характеров испытывают наибольшие трудности на­ ши молодые писатели». Эти слова и оп­ ределяют основную задачу книги: пока­ зать литературной молодежи, как круп­ ные мастера художественного слова соз­ давали характеры, и обратить внимание- на неудачи молодых писателей, еще , не: умеющих делать это крепко, добротно.. Исходный тезис автора: в выдающих­ ся художественных произведениях «ге­ рои думают, говорят и действуют в пол­ ном соответствии со своим характером, с- обстоятельствами времени и места дей­ ствия» (180). Убеждаешься в л а б и л ь ­ н о с т и этой мысли, когда читаешь инте­ ресные рассуждения о внутренней логи­ ке развития характера Ниловны, Давы­ дова и др. Действительно поучителен анализ шолоховского метода построения1 характеров. Мы видим, что каждый шо­ лоховский герой мыслит, говорит и дей­ ствует всегда в духе своего характера, в- результате чего создается такое впечат­ ление, «как если бы мы имели дело с живыми людьми, которые руководству­ ются своим умом и своими чувствами». Когда критик говорит об отсутствии авторского произвола в произведениях Шолохова, мы хорошо понимаем, что* речь идет о важнейшем принципе реали­ стического искусства — о жизненной до­ стоверности образа, о натуральности об­ раза мыслей, чувств и поступков героя. Читатель должен забыть писателя ради его героя. Следя за историей жизни Клима Самгина, мы ведь совершенно забываем, что это Горький «выдумал» мысли и чувства Клима, что Горький «придумал» ему цепь подлых поступков, как и постоянное стремление его к само­ оправданию. При чтении романа мы об этом забываем, так как видим, что Клим*, всегда остается верен самому себе, то есть своему характеру. Никакого наси­ лия над образом- мыслей Клима писатель- не допускает. Кажется, что горьковский герой действует сам по себе, без автор­ ской указки. Нельзя не согласиться с наблюдения­ ми М. Шкерина над поведением глав­ ных героев «Жатвы» Г. Николаевой в эпизоде их первой встречи после возвра­ щения Ва'силия Бортникова. Он хорошо- показал, как автор поставил героев в не­ сколько ложное положение. Эти герои говорят и действуют так, как их застав­ ляет говорить и действовать автор, но­ не так, как им подсказывает их харак­ тер. Обращаем внимание на важный вы­ вод, сделанный во второй главе: «Художник не имеет права принуж­ дать героев к поступкам, которых они не- могут совершить в данных обстоятельст­ вах. В каждой ситуации для каждого персонажа, обладающего тем или иньш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2