Сибирские огни, 1958, № 5
торой интересно рассказано о самоотвер женной и плодотворной работе передо вых людей дореволюционной Сибири. «Цель этой книги, — пишет автор в пре дисловии, — напомнить забытые имена, забытые пути и труды». Цель эта автором осуществлена пол ностью. Перед читателем возникают .люди, к сожалению, давно забытые, но много потрудившиеся в свое время в об ласти краеведения. Да и только ли крае ведения! Чаще всего это были люди разносторонних интересов, широких связей, больших знаний, а главное — бескорыстно преданные любимой ими науке. И все, что они делали, они не изменно ставили на службу народу, обо гащая1его опытам и знаниями. «Ученик сибирских академиков»-дека- бристов П. А. Кельберг, первый летопи- -сец Даурии И. В. Багашев, сретенские краеведы А. И. Вегелин, И. С. Дудчен- ко, А. К. Белявский были не только ис следователями, но и вели огромную культурно-просветительную работу — создавали музеи, читали лекции, издава ли рукописные и печатные газеты. Пожалуй, впервые так подробно осве щена Е. Петряевым деятельность П. Кельберга и И. Багашева. Их много летний и в тех условиях тяжкий труд по изучению родного края, их скром ность и бескорыстие вызывают восхище ние. П. Кельберг пристально изучал приро ду края, быт коренного населения, за писывал образцы устного народного творчества, собирал минералогические, ботанические и другие коллекции, с ocoj бенным интересом занимался народной медициной — одна из его статей так и называется «Народная медицина в Си бири». И. Багашев — историк и литератор, один из первых профессиональных жур налистов Забайкалья. Печально сложи лась его жизнь, но преданность избран ному делу позволила ему внести замет ный вклад в краеведческую науку. Раз нообразнейшие местные материалы, со бранные им, являются ценным и надеж ным историческим источником для ха рактеристики прошлого забайкальского края.. «История — та же поэзия, лишь бы уметь рассказывать», — писал И. Ба гашев. И справедливо утверждал, что «история любого завода, села и даже не заметного прииска для вдумчивого чело века полна захватывающего интереса, не говоря уже о родном крае, где вообще не может быть «неинтересных мест» (стр. 94). Биография И. Багашева, на писанная Е. Петряевым, библиография трудов забытого журналиста и историка, сведения о месте нахождения его частич но сохранившегося архива — все это для многих новый материал, теперь вве денный в научный обиход Не меньшую ценность представляет и очерк «Сретенские краеведы». А в очер ке «Забытая рукопись» впервые публи куется некролог В. К. Арсенева по слу чаю смерти его друга Н. В. Кирилова, известного этнографа, охотоведа, кли матолога, основателя Читинского му зея. Чрезвычайно любопытные и многозна чительные свидетельства собраны ис следователем в двух статьях книги --- «Слово Герцена в Забайкалье» и «Н. Г. Чернышевский в дневниках и письмах забайкальцев». Прежде всего эти сЬакты имел в виду автор, когда писал в преди словии: «Факты решительно опроверга ют одностороннее представление о старой Сибири, как о царстве невежества, кнута и каторги». Нет, здесь многие люди с истинной страстью двигали вперед нау ку, способствовали росту национальной культуры, думали о революции. Здесь знали и высоко ценили свободное слово Герцена, здесь с глубоким уважением относились к сочинениям, к личности Чернышевского. «Даже в тишайшем Селенгинске, — пишет Е. Петряев, — активно обсужда ли политические проблемы...». А когда в 1861 году правительство обратилось к населению с просьбой высказаться об «общественном управлении в городах», то один из горожан смело заявил: «О чем мы спорим? Заявим, что нам нужна итальянская конституция, а если она... непригодна для России, то пусть посо ветуются с Герценом, он лучше нас зна ет, что нужно России». И в обществен ном приговоре были записаны предло жения о необходимости конституции, об освобождении с каторги Чернышев ского и Михайлова и о возвращении Гер цена в Россию. А вот как реагировало сибирское кре стьянство на проводимые царизмом в те годы «освободительные» мероприятия: «Теперешняя воля —• не воля, а вот как приедет Гарибальдий, тогда будет на стоящая воля». Имена гарибальдийцев были окружены в Сибири ореолом ге ройства. Е: Петряев убедительно показал, как революционные идеи проникали в народ ную толщу, несмотря на жесточайшие полицейские рогатки и административ ный произвол. Дух свободолюбия бился в Сибири с неменьшей силой, чем в Ев ропейской России. Книга Е. Петряева хорошо документи рована. Кажется, что в ней нет ни одно го необоснованного слова. Это, конечно, хорошо. Желательно только, чтобы автор несколько живее излагал свои интерес нейшие изыскания. Однако и в такой форме ценность книги Е. Петряева неос порима. Ан. Бегаев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2