Сибирские огни, 1958, № 5

деть за повседневными поступками лю­ дей глубокие жизненные конфликты. «Кто знает, чего не хватает иногда для счастья? Может быть, пустяка», — думает о своей дочери старый пенсионер Павел Петрович («Папина стипендия»). Ему кажется, что, «если она будет хоро­ шо одета, дорога к счастью откроется ей легкая и удачливая». Ради легкой и без­ заботной жизни своей дочери он готов це­ лыми днями носить на своих немолодых плечах чемоданы пассажиров. И однаж­ ды он случайно узнает, что дочь стыдит­ ся его труда, простого носильщика. Не­ заметная, но какая тяжелая драма раскрывается перед читателем в этом «простом» случае! Еще одна судьба... Андрей Пискунов мечтал стать инженером связи, однако в списке зачисленных в институт его не оказалось: не хватило нескольких бал­ лов. Трудно Андрею впервые в жизни перенести такую неудачу. Но разве его мать Анна Степановна допустит, чтобы ее любимый сын не получил высшего образования? И Андрей, используя свя­ зи отца и благополучно минуя все рогат­ ки конкурса, поступает в строительный институт. Ему невдомек, что, попав сюда не по призванию, он занимает чужое ме­ сто. Всем ходом событий автор убежда­ ет читателя, что любая профессия стоит того, чтобы ее добивались своим путем. К сожалению, сборник JI. Федоровой неровен. Встречаются в нем художест­ венно бледные произведения. Особенно это относится к рассказам лирического плана, таким, как «Ветер в лицо», «Чу­ ж ая любовь», «Девушка из Орманки». Остановимся подробнее на одном из них, наиболее в этом отношении характер­ ном. Сюжет рассказа «Чужая любовь» тоже прост. Настя Копылова — знат­ ный животновод. С тех пор, как ее порт­ рет поместили в одном из центральных журналов, ей приходит много писем со всех концов страны... И вот еще одно письмо, от неизвестного солдата Васи Пи­ рожкова. Насте вовсе нет охоты заво­ дить переписку с каким-то Пирожковым, потому она говорит заинтересовавшейся письмом младшей сестре .Лене; «Если хочешь — ответь ему что-нибудь повеж­ ливей». Лена пишет от имени сестры ответ, и вскоре от Пирожкова приходит еще одно письмо, затем фотография. Переписка эта заходит столь далеко, что Вася Пирожков, отслужив в армии срок, решает немедленно навестить «свою» Настю. Однажды возвращавшуюся с фермы Настю у калитки встречает расте­ рянная Лена и сообщает новость: Вася Пирожков приехал из армии и дожидает­ ся Настю! Герои рассказа очутились, безуслов­ но, в интересном положении, однако дальше они по воле автора начинают действовать так, словно заранее догово­ рились не обижаться друг на друга... Настя решает сама объяснить Пирожко­ ву все недоразумение и с холодным ви­ дом идет в избу, где ее ждет Пирож­ ков. Неизвестно, к чему бы привело это объяснение, если бы в этот момент не появился зоотехник Борис Иванович, в которого НасТя была тайно влюблена. Его появление и решает весь исход дела: Настя тотчас уходит с Борисом Ивано­ вичем в клуб, а Вася Пирожков, остав­ шись наедине с Леной, узнает, нако­ нец, всю правду. Прочитав этот рассказ, невольно за­ даешь вопрос: что же хотел сказать им автор? Или противопоставить два ха­ рактера — некрасивой, но душёвной Лены и привлекательной, но неглубокой Насти? Или, быть может, в замысел ав­ тора входила менее сложная задача: рас­ сказать занимательную историю с «чу­ жой любовью»? Но думается, что замы­ сел не вызвал бы сомнения лишь в том случае, если бы автор более тонко проследил психологию своих героев, бо­ лее четко обозначил их характеры. Что можно, например, сказать о ха­ рактере Васи Пирожкова, если он, узнав кто на самом деле писал ему письма, довольно быстро пёреносит свое чувство с одной сестры на другую... К сожале­ нию, также поверхностно раскрыты ха­ рактеры действующих лиц в некоторых других рассказах. Нередки в книге JI. Федоровой и сти­ листические погрешности. Герой ее мо­ жет говорить; «Разбежался по старой памяти» и восхищаться «раскритикован­ ными кудряшками» и «маленькими нож­ ками, водруженными на высокие каблу­ ки». Тем не менее, сборник оставляет хорошее впечатление, в нем немало удачно схваченных образов, правдивых ситуаций и художественно написанных кускоп. В Шапошников, Б. Шипилов. НОВОЕ И * ИСТОРИИ КАЛЬТУРЫ В СИБИРИ Евгений Дмитриевич Петряев — не­ утомимый исследователь истории куль­ туры Забайкалья. Его перу принадлежат многочисленные исторические заметки, статьи, очерки. В 1954 году он издал книгу «Исследователи и литераторы ста­ рого Забайкалья», сочувственно встре­ ченную всеми, кто любит сибирский край, изучает его, следит за новыми историческими изысканиями. Совсем не­ давно в Чите вышла вторая книга Е. Д. Петряева «Люди и судьбы»1, в ко- 1 Е. Д. П е т р я е в . « Л ю д и и с у д ь б ы » . Очерки цр истории культуры Забайкалья . Чи­ та. Кн. изд-во., 1957. 136 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2