Сибирские огни, 1958, № 5
и «не мигая, глядеть в огонь». Наступа ет пора возмужания. Она приходит не легко. И с тем большим уважением сле дим мы за юнцом, формирующимся в человека сильной воли. Пафосом борьбы с трудностями проникнуто стихотворе ние «Север»: ...Я здесь у зн ал , что есть мороз, Такой, что давит грудь. Такой, что льдинки вместо слез. И палец — не согнуть. Я здесь болотами плутал В июльскую ж ару И вместе с воздухом глотал Лесную мошкару. Я здесь в грязи осенней вяз И под дождями мок... И проклял север сотни раз, А разлюбить — не мог! Таким же прямым, цельным и ясным предстает лирический герой книги со страниц, посвященных его отношениям с любимой девушкой. Прежде всего, это— товарищ, на которого можно положить ся. Он не обманет, не заметет трусливо следы, когда нужно взять на себя ответ ственность за будущую семью. Девушка, доверившаяся ему, не станет еще одной матерью-одиночкой. Глубокое уважение к женщине, к материнству определяет чувства, мысли и поступки героя не только в отношении к любимой. Оно, это уважение,— шире. Уважением к «вес нушчатой Гале» и презрением к пошля ку, обманувшему ее, отмечены стихи «Открытое письмо». С теплым человече ским сочувствием говорит автор о проф работнике Шуре, потерявшей любимого на фронте, негодуя и удивляясь неумест ной шутке остряка-студента, который может «окрестить» ее «старой девой». В этих и других стихах из цикла «Именем любви» автор стремится по нять жизнь во всей ее сложности и глу бине. Он, как говорится, «глубоко копа ет». Вещью, сработанной из словесной руды, взятой на глубине, представляет ся стихотворение «Ровесница», по праву заключающее цикл и книгу в целом. Стихи эти посвящены уже не ожиданию,, а встрече с будущим. Наступившая зре лость и возмужание дают право лириче скому герою на ту мягкость интонаций, добрый юмор старшего, которым про никнуты строки, обращенные к ровесни це и ее маленькому сыну: ...Подведены счастливые итоги, И новая приходит красота... А сын твой спит. И, к ак медведь в берлоге, Не выпускает лапу изо рта. И мужа вновь с работы долго нету... Жена и мать — не верится самой... А мне еще Бродить по белу свету, И, в частности, — сейчас пора домой. Чуть оглянусь — увижу в отдаленье Твое окно на третьем этаже , И вспомню: В эстаф ете поколений Теперь мы не последние уже... Критика, вероятно, указывала и ука жет на стихи слабые, подражательные,, на плохие рифмы, встречающиеся порой, на такие неудачные двустишия, как: В окошко З а час до сигнала «подъем!» Вползает рассвет серебристым лучом. И будет права. Молодому поэту надо обратить внимание на подобные «прору хи», встречающиеся в стихах. Однако уже сейчас видно, что это — издержки роста, становления, неизбеж ные в начале поэтической работы. Более важным для Ильи Фонякова и в дальнейшем сохранить тот «детский к юношеский» интерес к открытию окру жающего мира, к узнаванию жизни, ко торый так ощутим в его первой книге, потому что творческому успеху любого' художника всегда предшествует неуто мимое и жадное узнавание жизни. •JO. Гордиенко. „ ВЕТЕР В ЛИЦО 441 Да, героям рассказов JI. Федоровой дует в лицо ветер молодости и широких, необозримых просторов. Они строят но вые города, поднимают целину, выращи вают ценные породы скота. И куда бы их ни привели жизненные искания — везде они найдут дело для своих силь ных рук. О таких людях, ищущих новое, не боящихся трудностей, хорошо сказал старый учитель Сергей Иванович в рас сказе «Золото»: «Это — отличный золо тоносный пласт!» Достоинство рассказов JI. Федоровой заключается в умении хорошо передать характерные черты нашего современни ка. Прост сюжет ее рассказов, и ничем не примечательными кажутся на первый взгляд ее герои. Однако автор ставит их в такие жизненные положения, которые позволят полнее раскрыть их характер. Таков, например, механик Гаранин из рассказа «В разлуке». Юрий Гаранин и его жена любят друг друга. Но во'т глу бокая пропасть легла между ними. Бес покойный, деятельный Юрий уехал на целину. Нина воспринимает .отъезд мужа как необдуманный поступок. Ей «почему-то казалось, что целина — это временно, вроде экспедиции: выяснят, что надо, вобьют колышек с флагом — и по домам!». И вся жизненность и при влекательность рассказа именно в том, что автор, опровергая эти «комнатные», обывательские суждения, утверждает настоящую романтику трудовых будней. Наиболее удачные рассказы JI. Федо ровой отмечены своеобразным замыс лом, свежими образами. Она умеет ви . 1 Л. Ф е д о р о в а . Ветер в лицо. Рассказы . Тюмень. Кн. изд-во. 1957, 144 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2