Сибирские огни, 1958, № 5

и «не мигая, глядеть в огонь». Наступа­ ет пора возмужания. Она приходит не легко. И с тем большим уважением сле­ дим мы за юнцом, формирующимся в человека сильной воли. Пафосом борьбы с трудностями проникнуто стихотворе­ ние «Север»: ...Я здесь у зн ал , что есть мороз, Такой, что давит грудь. Такой, что льдинки вместо слез. И палец — не согнуть. Я здесь болотами плутал В июльскую ж ару И вместе с воздухом глотал Лесную мошкару. Я здесь в грязи осенней вяз И под дождями мок... И проклял север сотни раз, А разлюбить — не мог! Таким же прямым, цельным и ясным предстает лирический герой книги со страниц, посвященных его отношениям с любимой девушкой. Прежде всего, это— товарищ, на которого можно положить­ ся. Он не обманет, не заметет трусливо следы, когда нужно взять на себя ответ­ ственность за будущую семью. Девушка, доверившаяся ему, не станет еще одной матерью-одиночкой. Глубокое уважение к женщине, к материнству определяет чувства, мысли и поступки героя не только в отношении к любимой. Оно, это уважение,— шире. Уважением к «вес­ нушчатой Гале» и презрением к пошля­ ку, обманувшему ее, отмечены стихи «Открытое письмо». С теплым человече­ ским сочувствием говорит автор о проф­ работнике Шуре, потерявшей любимого на фронте, негодуя и удивляясь неумест­ ной шутке остряка-студента, который может «окрестить» ее «старой девой». В этих и других стихах из цикла «Именем любви» автор стремится по­ нять жизнь во всей ее сложности и глу­ бине. Он, как говорится, «глубоко копа­ ет». Вещью, сработанной из словесной руды, взятой на глубине, представляет­ ся стихотворение «Ровесница», по праву заключающее цикл и книгу в целом. Стихи эти посвящены уже не ожиданию,, а встрече с будущим. Наступившая зре­ лость и возмужание дают право лириче­ скому герою на ту мягкость интонаций, добрый юмор старшего, которым про­ никнуты строки, обращенные к ровесни­ це и ее маленькому сыну: ...Подведены счастливые итоги, И новая приходит красота... А сын твой спит. И, к ак медведь в берлоге, Не выпускает лапу изо рта. И мужа вновь с работы долго нету... Жена и мать — не верится самой... А мне еще Бродить по белу свету, И, в частности, — сейчас пора домой. Чуть оглянусь — увижу в отдаленье Твое окно на третьем этаже , И вспомню: В эстаф ете поколений Теперь мы не последние уже... Критика, вероятно, указывала и ука­ жет на стихи слабые, подражательные,, на плохие рифмы, встречающиеся порой, на такие неудачные двустишия, как: В окошко З а час до сигнала «подъем!» Вползает рассвет серебристым лучом. И будет права. Молодому поэту надо обратить внимание на подобные «прору­ хи», встречающиеся в стихах. Однако уже сейчас видно, что это — издержки роста, становления, неизбеж­ ные в начале поэтической работы. Более важным для Ильи Фонякова и в дальнейшем сохранить тот «детский к юношеский» интерес к открытию окру­ жающего мира, к узнаванию жизни, ко­ торый так ощутим в его первой книге, потому что творческому успеху любого' художника всегда предшествует неуто­ мимое и жадное узнавание жизни. •JO. Гордиенко. „ ВЕТЕР В ЛИЦО 441 Да, героям рассказов JI. Федоровой дует в лицо ветер молодости и широких, необозримых просторов. Они строят но­ вые города, поднимают целину, выращи­ вают ценные породы скота. И куда бы их ни привели жизненные искания — везде они найдут дело для своих силь­ ных рук. О таких людях, ищущих новое, не боящихся трудностей, хорошо сказал старый учитель Сергей Иванович в рас­ сказе «Золото»: «Это — отличный золо­ тоносный пласт!» Достоинство рассказов JI. Федоровой заключается в умении хорошо передать характерные черты нашего современни­ ка. Прост сюжет ее рассказов, и ничем не примечательными кажутся на первый взгляд ее герои. Однако автор ставит их в такие жизненные положения, которые позволят полнее раскрыть их характер. Таков, например, механик Гаранин из рассказа «В разлуке». Юрий Гаранин и его жена любят друг друга. Но во'т глу­ бокая пропасть легла между ними. Бес­ покойный, деятельный Юрий уехал на целину. Нина воспринимает .отъезд мужа как необдуманный поступок. Ей «почему-то казалось, что целина — это временно, вроде экспедиции: выяснят, что надо, вобьют колышек с флагом — и по домам!». И вся жизненность и при­ влекательность рассказа именно в том, что автор, опровергая эти «комнатные», обывательские суждения, утверждает настоящую романтику трудовых будней. Наиболее удачные рассказы JI. Федо­ ровой отмечены своеобразным замыс­ лом, свежими образами. Она умеет ви­ . 1 Л. Ф е д о р о в а . Ветер в лицо. Рассказы . Тюмень. Кн. изд-во. 1957, 144 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2