Сибирские огни, 1958, № 5

об идейной насыщенности произведений Н. Шагурина зря упоминает рецензент: любая хорошая идея гибнет в книге, на­ писанной без души, по сомнительным об­ разцам. Чем объяснить появление на страни­ цах альманаха «Енисей» незрелых и просто серых произведений? Двух отве­ тов быть не может: авторы их пооторва- лись от жизни, удалились в мир мелких чувств и переживаний. Последний номер «Енисея» подписан к печати еще до то­ го, как были опубликованы известньГе высказывания Н. С. Хрущева по вопро­ сам литературы и искусства. Сейчас, ду­ мается, эти литераторы пересмотрели свои творческие позиции и планы и с но­ вым подъемом трудятся над созданием образов героев нашего времени. А прообразы этих героев рядом: до­ статочно хотя бы бегло перелистать наи­ более содержательный отдел альманаха —очерковый. Это — молодежь, прибыв­ шая на стройки Сибири с разных концов Советского Союза (очерки В. Николаева «Абазинские встречи» и Н. Мизяева «Они стали сибиряками»), создатели красноярских телевизоров («Жизненное призвание» И. Сибирцева); передовики сельского хозяйства («Высокая награда» И. Шевченко). Это — тысячи других со­ ветских людей, чей самоотверженный труд вдохновляет на создание полно­ ценных художественных произведений писателей и поэтов, для которых «глав­ ное, от жизни не отстать». В. Мастеренко. ИМКИЕМ ЖИЗНИ В молодости, на пороге самостоятель­ ной жизни, вероятно, каждому дано ис­ пытать то особое, возвышенное и тре­ вожное чувство, которое можно опреде­ лить, как «ожидание будущего». Позади остаются материнская забота, наставления учителей, житейские сове­ ты родных. Приходит время переступить порог родительского дома и встретиться с жизнью лицом к лицу. Эта вчтреча, это узнавание жизни у каждого происходит по-разному. И са­ мым важным при этом бывают не геог­ рафические особенности, где это узнава­ ние происходит, не профессия молодого человека, а внутренняя моральная пози­ ция, определяющая его отношение к ТРУДУ> обязанностям и долгу, к любви, дружбе и товариществу, к трудной и легкой славе в пору, когда уже «...годы уходят, и детство сжигает свои кораб­ ли». О встрече с жизнью и рассказывает книга лирических стихов Ильи Фоня- кова1. 1 И л ь я Ф о н я к о в . И м е н е м л ю б в и . Л. «Советский писатель», 1957. Лицо книги определяют стихи, в кото­ рых автор жадно вглядывается во все окружающее, старается проникнуть во внутренний мир своих героев, понять и расшифровать язык переживаний, чувств, предшествующих внешнему их выражению в поступках и действиях, т. е. занимается прямым делом худож­ ника. Вот перед полным залом, освещенная огнями рампы, танцует «девчонка из ба­ летного кружка». Зрителю видны ее легкие движения, ее разрумяненное све­ жее лицо, озаренное улыбкой. Как легко и непринужденно исполняет она свой та­ нец! Й многие в зале готовы завидовать ее блестящему, устланному успехами бу­ дущему профессиональной балерины. Но автор, вместе с участниками самодея­ тельности, находясь за ближней кули­ сой, видит другое: Мы видели в любом ее движении Все, что нельзя понять издалека: Как, тонкая , дрожит от напряж енья Изогнутая лебедем рука, Как труден миг свободного полета, Как выжимает слезы рампы свет... Как по лицу стекает струйка пота. На грубом гриме оставляя след... И отвечая тем, кто считает жизнь ба­ лерины «легкой жизнью», автор заклю­ чает стихи обобщеньем: В тот вечер мы увидели работу. Она трудна , к ак всякий честный труд. Есть ли что-нибудь общее между ба­ лериной и грузчиком? Сопоставление столь далеких профессий не возникало, насколько помнится, да, пожалуй, и не могло возникнуть у художников прошло­ го. Так велика была социальная про­ пасть, разделявшая труд чернорабочего и артистки-примадонны. В наши дни ТРУД — всюду труд. Он пользуется рав­ ным уважением, как бы он не выгля­ дел. Это — принципиально новое отно­ шение к труду в нашем новом социали­ стическом обществе. Илья Фоняков под­ метил это уважение и эту жадность к ра­ боте, которые сближают труд балерины и грузчика. Концовка стихотворения «Грузчик» тождественна заключитель­ ным строчкам из стихов о балерине: И силен тот, кому тяжело. А каж ется , что легко. Рухнуло наивное детское представле­ ние о сильных людях — «Сильный тот, которому все легко». И автор выбирает для своего лирического героя трудную дорогу, уводящую на полевые станы це­ линников, где «спят, не видя снов», в необжитые дебри Севера к лесорубам, умеющим «на снегу разводить костры»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2