Сибирские огни, 1958, № 5
об идейной насыщенности произведений Н. Шагурина зря упоминает рецензент: любая хорошая идея гибнет в книге, на писанной без души, по сомнительным об разцам. Чем объяснить появление на страни цах альманаха «Енисей» незрелых и просто серых произведений? Двух отве тов быть не может: авторы их пооторва- лись от жизни, удалились в мир мелких чувств и переживаний. Последний номер «Енисея» подписан к печати еще до то го, как были опубликованы известньГе высказывания Н. С. Хрущева по вопро сам литературы и искусства. Сейчас, ду мается, эти литераторы пересмотрели свои творческие позиции и планы и с но вым подъемом трудятся над созданием образов героев нашего времени. А прообразы этих героев рядом: до статочно хотя бы бегло перелистать наи более содержательный отдел альманаха —очерковый. Это — молодежь, прибыв шая на стройки Сибири с разных концов Советского Союза (очерки В. Николаева «Абазинские встречи» и Н. Мизяева «Они стали сибиряками»), создатели красноярских телевизоров («Жизненное призвание» И. Сибирцева); передовики сельского хозяйства («Высокая награда» И. Шевченко). Это — тысячи других со ветских людей, чей самоотверженный труд вдохновляет на создание полно ценных художественных произведений писателей и поэтов, для которых «глав ное, от жизни не отстать». В. Мастеренко. ИМКИЕМ ЖИЗНИ В молодости, на пороге самостоятель ной жизни, вероятно, каждому дано ис пытать то особое, возвышенное и тре вожное чувство, которое можно опреде лить, как «ожидание будущего». Позади остаются материнская забота, наставления учителей, житейские сове ты родных. Приходит время переступить порог родительского дома и встретиться с жизнью лицом к лицу. Эта вчтреча, это узнавание жизни у каждого происходит по-разному. И са мым важным при этом бывают не геог рафические особенности, где это узнава ние происходит, не профессия молодого человека, а внутренняя моральная пози ция, определяющая его отношение к ТРУДУ> обязанностям и долгу, к любви, дружбе и товариществу, к трудной и легкой славе в пору, когда уже «...годы уходят, и детство сжигает свои кораб ли». О встрече с жизнью и рассказывает книга лирических стихов Ильи Фоня- кова1. 1 И л ь я Ф о н я к о в . И м е н е м л ю б в и . Л. «Советский писатель», 1957. Лицо книги определяют стихи, в кото рых автор жадно вглядывается во все окружающее, старается проникнуть во внутренний мир своих героев, понять и расшифровать язык переживаний, чувств, предшествующих внешнему их выражению в поступках и действиях, т. е. занимается прямым делом худож ника. Вот перед полным залом, освещенная огнями рампы, танцует «девчонка из ба летного кружка». Зрителю видны ее легкие движения, ее разрумяненное све жее лицо, озаренное улыбкой. Как легко и непринужденно исполняет она свой та нец! Й многие в зале готовы завидовать ее блестящему, устланному успехами бу дущему профессиональной балерины. Но автор, вместе с участниками самодея тельности, находясь за ближней кули сой, видит другое: Мы видели в любом ее движении Все, что нельзя понять издалека: Как, тонкая , дрожит от напряж енья Изогнутая лебедем рука, Как труден миг свободного полета, Как выжимает слезы рампы свет... Как по лицу стекает струйка пота. На грубом гриме оставляя след... И отвечая тем, кто считает жизнь ба лерины «легкой жизнью», автор заклю чает стихи обобщеньем: В тот вечер мы увидели работу. Она трудна , к ак всякий честный труд. Есть ли что-нибудь общее между ба лериной и грузчиком? Сопоставление столь далеких профессий не возникало, насколько помнится, да, пожалуй, и не могло возникнуть у художников прошло го. Так велика была социальная про пасть, разделявшая труд чернорабочего и артистки-примадонны. В наши дни ТРУД — всюду труд. Он пользуется рав ным уважением, как бы он не выгля дел. Это — принципиально новое отно шение к труду в нашем новом социали стическом обществе. Илья Фоняков под метил это уважение и эту жадность к ра боте, которые сближают труд балерины и грузчика. Концовка стихотворения «Грузчик» тождественна заключитель ным строчкам из стихов о балерине: И силен тот, кому тяжело. А каж ется , что легко. Рухнуло наивное детское представле ние о сильных людях — «Сильный тот, которому все легко». И автор выбирает для своего лирического героя трудную дорогу, уводящую на полевые станы це линников, где «спят, не видя снов», в необжитые дебри Севера к лесорубам, умеющим «на снегу разводить костры»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2