Сибирские огни, 1958, № 5
«Страшным отражением предстали Перед ним ушедшие года — Ничего для счастья не осталось. Так зачем оке он спешил сюда?» — торопится за остальными Е. Голик. Впрочем, у героя стихотворения «Встреча», откуда взято последнее чет веростишье, основания для тоски все же были. Он в свое время бросил .жену с ребенком, ныне, на старости лет, решил покаяться, но каяться оказалось поздно. И еще стихотворение — А. Морковкина «Гривенник» о юнце, который таскал деньги у матери, а выросши, стал прохо димцем, но у него «появилась за горо дом дача, на могиле матери бурьян». Не правда ли, букетец не совсем аромат ный! Странная получается вещь! В этом же номере напечатан интересный очерк А. Кудиновой о поэте Григории Каратае ве, бывшем монтере, почти 30 лет при кованном тяжелым недугом . к постели. К очерку приложены стихи Г. Каратае ва. И этот человек, у которого, казалось бы, оснований для грусти, печали боль ше, чем у кого-либо, создает на редкость оптимистические произведения. Просто необходимо процитировать концовку од ного из них: «На земле и делать по-земному. •Верить, спорить, драться и мечтать... Жить на свете можно и больному, Главное, от жизни не отстать...» Как говорится, «не в бровь, а в глаз» некоторым поэтам, здоровьем покрепче!.. Редакция «Енисея» ввела постоянный отдел сатиры и юмора. Мало, однако, ввести, надо, как подобает, и вести от дел, что, к сожалению, пока не удается редакции. Для доказательства остано вимся на так называемых юморесках. Хотя о юмореске Н. Волкова «Вопль души» {№ 18) много говорить не прихо дится. Эту историйку о том, как жена возревновала мужа, обнаружив в его че модане дамские туфли, которые кто-то кому-то просил его передать, и о том, как в чемодане того же мужа стали рваться бутылки, начиненные брусни кой, приняли бы в любом юмористиче ском журнале конца XIX века. А может, и не в любом: ведь и тогда все-таки встречались в журналах люди со вку сом. Серьезнее дело с юмореской И. Ду- бинского «Смаленый Кешка» (№ 19), имеющей подзаголовок «Из забавных рассказов тракториста Парамона Шай бы». Есть в деревне Торцовка парень по прозвищу Смаленый Кешка, у которого обожжены щеки, уши и брови. В чем причина? А в том, что, работая прицеп щиком, Кешка при любом удобном слу чае заваливался спать. Так, однажды он пристроился под ворохом соломы. Трак тористы же, не ведая о том, подожгли солому, чтобы погреться. Кешка и по страдал. Добро, хоть в кожушке был, а то «сгореть бы ему в его промасленном бушлате, как берестянка». Очень забав но, товарищи? Весело? Нет, скорее грустно... Надо уметь отличать зубо скальство от подлинного народного юмора. Несколько слов о критике и библио графии в альманахе. «Едисей» доволь но оперативно откликается на события в литературной жизни, анализирует боль шинство произведений, вышедших в Красноярске. Обаятельный облик та лантливой писательницы и душевного человека Л. Н. Сейфуллиной воссоздает в своих воспоминаниях С. Сартаков. Много ценных сведений о творческом труде А. Н. Толстого почерпнет чита тель в статье А. Толстой (№ 18). Позна вательной стороне искусства посвящена статья О. Органовой, напечатанная в следующем номере. Она заслуживала бы одобрения основательным разбором некоторых вопросов эстетики, если бы не грешила тяжеловесным, неудобовари мым стилем. Чего стоит хотя бы такая фраза: «Те, кто сводит специфику позна ния, осуществляющегося в ходе вос приятия произведений искусства, к спо собности художественных произведений давать воспринимающему их определен ные сведения о тех или иных явлениях, допускают...» Что касается библиографических ма териалов, то они нередко дают весьма расплывчатую, неопределенную оценку новым книгам. Похоже, что рецензенты боятся задеть авторов правдивым словом критики и по мере сил своих золотят горькую пилюлю. С. Лесневский под нейтральным заголовком «Просто маль чишки» публикует рецензию на книгу К. Кислова, носящую то же название. Начало статьи позволяет предполагать, что произведение удалось писателю. Но за сим С. Лесневский вполне резонно до казывает как раз обратное. Хочется поспорить с Л. Борисовым, написавшим рецензию на повесть Н. Ша- гурина «Остров Больших Молний». В этой книге меньше явных нелепостей и безвкусного сочинительства, чем в «Ру биновой звезде» того же автора', но хва тает, чтобы говорить об ее крупных не достатках. Сам Л. Борисов признает, что в повести немало надуманных эпизодов, что один из главных героев — Рао-Са- гиб — «это слабый сколок со знаменито го капитана Немо», что образы амери канских разведчиков шаблонны и тради- ционны. Тем не менее, он почему-то счи тает, что в образах академика Разина, радиста Крюкова, метеоролога Наташи Н. Шагурин «сумел выразить некоторые из черт русского советского националь ного характера». Какое там! И с этими героями мы знакомы по множеству дру гих книг, ничего нового к испытанному трафарету автор не привнес. Так что и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2