Сибирские огни, 1958, № 5
же Новосибирской области Э. Горюхиной по эстетическому воспитанию школьни ков. Это лишь два уже известных через печать примера, а сколько таких, о ко торых ничего не известно? Надо, чтобы сами ребята выступали в сборниках с рассказами о своем труде ■ на заводах и в сельском хозяйстве (ведь идет сложнейший процесс политехниза ции обучения) в разделах «Это сделано нами», «Уголок творчества», «Литера турная страничка». В рецензируемых альманахах боль шое место отводится иллюстрациям, для чего привлекается много художников. Так, в оформлении «Золотых искорок» участвовало 17 и «Края родного» — 7 иллюстраторов. Следует отметить, что большинство из них хорошо справилось со своей задачей. Рисунки удачно допол няют текст, оживляют его, делают про изведение более доходчивым, нагляд ным. Хорошими, например, являются многие иллюстрации художников С. Ка лачева, В. Кондрашкина, И. Малюкова, И. Титкова («Золотые искорки»), В. Фридемана, В. Тетенькина («Край родной»). Остальные иллюстрации усту пают им в яркости и выразительности. Но почему бы не устраивать конкурсы рисунков школьников и не публиковать лучшие из них на страницах альмана хов? Хотелось бы сделать несколько общих пожеланий и о литературной форме пе чатаемых в альманахах произведений. Конечно, каждое из них должно помо гать в решении главной задачи всей на шей детской Литературы — коммунисти ческом воспитании юных читателей. Но значит ли, что эта воспитательно-дидак тическая сущность должна быть явной, подчеркнутой? Конечно, нет. Такое про изведение вряд ли окажет сильное воз действие на сознание ребят. М. Горький протестовал как против слащавости и сентиментальности языка, так и против погони за кажущейся легкостью, за звонкой фразой. Все это ведет к иска жению мысли автора, лишает произведе ние доходчивости и силы воздействич, делает книгу скучной и неинтересной или прикрывает бедность мысли автора. Точность, ясность и простота языка должны сочетаться с высокой художест венной -образностью его. «Нужно учить ся писать о людях, о жизни так, чтобы каждое слово пело и светилось, чтобы лишних слов во фразе не было, чтобы каждая фраза совершенно точно и живо изображала читателю именно то, что вы хотите показать»,— писал Горький ав торам «Базы курносых». А все ли про изведения, помещаемые в наших альма нахах, отвечают этим требованиям? Пи сать просто, интересно и содержатель но — вот горьковский завет всем дет ским писателям. Итак, в небольших по объему (книж ках юный читатель может узнать о мно гом, глубже познакомиться со своей ро диной; с неисчерпаемыми богатствами Сибири, с природой родного края. Но своеобразие альманахов требует, чтобы и произведения для них отбирались осо бенно тщательно. Ограниченные размё-. ром, они должны быть очень емкими,' глубокими по содержанию, чтобы в ма лом объеме каждого отдельного произ-! ведения школьник- тоже мог узнать «о многом» — о лучших чертах характера советского человека, о его большом серд! це, мужестве и бесстрашии, скромности и настойчивости, талантливости и дер зании. Значительная часть повестей, рас? сказов, очерков и стихов, включаемых й сборники, в той или иной степени удов летворяет этому. В дегских сборниках все чаще стали появляться новые отделы: «Наша поч-f та», «Сделай сам», «Попробуй, догадай-; ся!». Это'еще один показатель того, что' эти эпизодические сборники имеют явно! выраженную тенденцию превратиться в детские журналы. Сама жизнь подска зывает, что вопрос о создании детсКогб журнала в Сибири уже назрел. Большой и все время растущий отряд детских пи сателей, хорошие художники-иллюстра; торы, устойчивый интерес, проявляемый юными читателями к детским альманах хам, наконец, бурное развитие произво дительных сил Сибири, ее культуры, ог7 ромное ее будущее — разве этого недо^ статочно для того, чтобы воплотить меч7 ту и детских писателей и ребят-школьнш ков о «своем» журнале?! Конечно, на пути к этому лежат не малые трудности и одна из них — CQ3; дание в Сибири полиграфической базы для цветной печати. Но все они прр должной настойчивости и при необходи7 мой поддержке широкой общественности преодолимы. Журнал для детей должег^ быть в Сибири — таково требование, жизни!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2