Сибирские огни, 1958, № 5
то наши поэты в стихах для школьников редко затрагивают большие, важные проблемы, не ставят острых вопросов, способных взволновать ребят, заставить их всерьез задуматься над своими дейст виями, поступками, над целью жизни, ее смыслом. А разве без этого может су ществовать подлинная, хотя бы и «дет ская» поэзия? Вопрос о тематике и о языке детской литературы относится, разумеется, не только к поэзии. В равной, если еще не большей, степени она касается и прозаи ков. В самом деле, возьмем хотя бы ре цензируемые альманахи и сравним те матику помещенных в них произведений с теми требованиями, которые ставил пе ред детской литературой А. М. Горький и которые продолжают оставаться важ нейшими и злободневнейшими и сегодня. Ведь перед нашими детскими писателя ми стой,' задача огромнейшей значимо сти — воспитать нового человека, до стойного строить коммунизм и жить при коммунизме. Жить при коммунизме! — вдумаемся в значение этой фразы. И как важны для формирования людей нового общест ва горьковские заветы — показывать де тям человека-борца, силу человеческого коллектива, увлекательность творческо го труда. «Прежде всего надо знать и помнить, что все на земле делается тру дом и что настоящим, законным хозяи ном всей земли и всего, что сделг ю на ней ,— является рабочий народ, рабочий класс» ,— писал Горький детям Сахали на. Не созерцатель жизни, а труженик, активный борец — вот каким быть дол жен основной герой детской литературы. Нельзя забывать, что особенно важное значение для воспитания школьников имеет сила примера. Вот почему так нужны в книгах для них яркие . образы положительных героев, рассказы, пове сти, стихи, очерки о людях труда, о му жестве и бесстрашии советского челове ка. Любовь к груду человека, восхище ние трудом, вера в его могущество, вот что должна с самых малых лет вну шать ребенку детская литература. Но, конечно, тема творческого труда, будучи главной, основной темой детских книг, не может быть единственной. Большое значение в воспитании школь ника имеет литература, знакомящая его в яркой, увлекательной форме с дости жениями науки и техники. Хорошая научно-фантастическая, на учно-популярная повесть — почему она пока еще редкая гостья на страницах альманахов? Почему их редколлегии так робко привлекают ученых, инженеров, историков к созданию интересных и до ступных восприятию ребенка произведе ний по физике, астрономии, биологии, истории? Правда, нелегко найти человека, ко торый соединял бы в одном лице учено го, инженера, рабочего и хорошего ху дожника. Но ведь можно пойти по линии: творческого содружества специалиста с писателем. И организовать такое содру жество — важная задача редколлегий сборников, работников детских изда тельств. В таком объединении человека труда, человека науки с художником мо гут рождаться замечательные произведе ния о том обычном и в то же время не обычайном, повседневном и героическом, что совершается у нас на каждом шагу. «Что такое белок?», «Что такое фило софия?», «Мера и вес», «Путешествие к центру земли», «Место, человека во вселенной» — вот темы, которые, среди многих других, называл Горький. Разве увлекательные рассказы о космосе и микромире, о познании и мировоззрении, о дружбе народов нашей страны, о стра нах народной демократии не должны занять своего посто) иного места на стра ницах альманахов? Расширять тематику сборников, открывать перед юными чи тателями все шире и шире дорогу к по знанию всего многообразия жизни, не за мыкаться в тесных рамках мелкотемья — таково требование, которого не мо жет не предъявить общественность и к писателям, и к редколлегиям, и к изда тельствам. Причем большие темы могут и должны иметь различную форму. Сказка и занимательный очерк, повесть* и стихотворение, словом, любой жанр хорош, лишь бы произведение читалось с интересом, с пользой. «С ребенком надо говорить забавно», — утверждал Горький, доказывая, ка ким мощным орудием воспитания может служить юмор. В веселой, смешной, за бавной форме можно создавать произве дения на самые различные темы. Осо бенно важны юмор и сатира для борьбы с недостатками и пороками. «Дети ра стут для будущего. В настоящем, как из вестно, немало всякого старого хлама, грязи, плесени, пошлости. Полезно и не обходимо высмеять перед детьми, опоро чить перед ними этот хлам, возбудить в них органическое отвращение к нему». Обедняет, на наш взгляд, альманахи* и отсутствие в них произведений самих детей. Ведь «База курносых», о которой так тепло писал Горький,— это веселый очерк cajrax ребят д школе, о семье, о том, что видели они в своей родной Си бири. Почему же в наших сборниках нет таких очерков и рассказов? Где на ши молодые Молчановы-Сибирские? И они, конечно, есть, но, так сказать, в по тенциале. Очень интересную, например, работу со школьниками в Баганской средней школе Андреевского района Но восибирской области проводит учитель английского языка М. Плоткин. Ребята создали здесь интернациональный клуб и ведут переписку со школьниками и вы дающимися общественными деятелями различных стран. Или интересное Иачш нание учительницы Заковряжинской средней школы Сузунского района той
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2