Сибирские огни, 1958, № 5

то наши поэты в стихах для школьников редко затрагивают большие, важные проблемы, не ставят острых вопросов, способных взволновать ребят, заставить их всерьез задуматься над своими дейст­ виями, поступками, над целью жизни, ее смыслом. А разве без этого может су­ ществовать подлинная, хотя бы и «дет­ ская» поэзия? Вопрос о тематике и о языке детской литературы относится, разумеется, не только к поэзии. В равной, если еще не большей, степени она касается и прозаи­ ков. В самом деле, возьмем хотя бы ре­ цензируемые альманахи и сравним те­ матику помещенных в них произведений с теми требованиями, которые ставил пе­ ред детской литературой А. М. Горький и которые продолжают оставаться важ­ нейшими и злободневнейшими и сегодня. Ведь перед нашими детскими писателя­ ми стой,' задача огромнейшей значимо­ сти — воспитать нового человека, до­ стойного строить коммунизм и жить при коммунизме. Жить при коммунизме! — вдумаемся в значение этой фразы. И как важны для формирования людей нового общест­ ва горьковские заветы — показывать де­ тям человека-борца, силу человеческого коллектива, увлекательность творческо­ го труда. «Прежде всего надо знать и помнить, что все на земле делается тру­ дом и что настоящим, законным хозяи­ ном всей земли и всего, что сделг ю на ней ,— является рабочий народ, рабочий класс» ,— писал Горький детям Сахали­ на. Не созерцатель жизни, а труженик, активный борец — вот каким быть дол­ жен основной герой детской литературы. Нельзя забывать, что особенно важное значение для воспитания школьников имеет сила примера. Вот почему так нужны в книгах для них яркие . образы положительных героев, рассказы, пове­ сти, стихи, очерки о людях труда, о му­ жестве и бесстрашии советского челове­ ка. Любовь к груду человека, восхище­ ние трудом, вера в его могущество, вот что должна с самых малых лет вну­ шать ребенку детская литература. Но, конечно, тема творческого труда, будучи главной, основной темой детских книг, не может быть единственной. Большое значение в воспитании школь­ ника имеет литература, знакомящая его в яркой, увлекательной форме с дости­ жениями науки и техники. Хорошая научно-фантастическая, на­ учно-популярная повесть — почему она пока еще редкая гостья на страницах альманахов? Почему их редколлегии так робко привлекают ученых, инженеров, историков к созданию интересных и до­ ступных восприятию ребенка произведе­ ний по физике, астрономии, биологии, истории? Правда, нелегко найти человека, ко­ торый соединял бы в одном лице учено­ го, инженера, рабочего и хорошего ху­ дожника. Но ведь можно пойти по линии: творческого содружества специалиста с писателем. И организовать такое содру­ жество — важная задача редколлегий сборников, работников детских изда­ тельств. В таком объединении человека труда, человека науки с художником мо­ гут рождаться замечательные произведе­ ния о том обычном и в то же время не­ обычайном, повседневном и героическом, что совершается у нас на каждом шагу. «Что такое белок?», «Что такое фило­ софия?», «Мера и вес», «Путешествие к центру земли», «Место, человека во вселенной» — вот темы, которые, среди многих других, называл Горький. Разве увлекательные рассказы о космосе и микромире, о познании и мировоззрении, о дружбе народов нашей страны, о стра­ нах народной демократии не должны занять своего посто) иного места на стра­ ницах альманахов? Расширять тематику сборников, открывать перед юными чи­ тателями все шире и шире дорогу к по­ знанию всего многообразия жизни, не за­ мыкаться в тесных рамках мелкотемья — таково требование, которого не мо­ жет не предъявить общественность и к писателям, и к редколлегиям, и к изда­ тельствам. Причем большие темы могут и должны иметь различную форму. Сказка и занимательный очерк, повесть* и стихотворение, словом, любой жанр хорош, лишь бы произведение читалось с интересом, с пользой. «С ребенком надо говорить забавно», — утверждал Горький, доказывая, ка­ ким мощным орудием воспитания может служить юмор. В веселой, смешной, за­ бавной форме можно создавать произве­ дения на самые различные темы. Осо­ бенно важны юмор и сатира для борьбы с недостатками и пороками. «Дети ра­ стут для будущего. В настоящем, как из­ вестно, немало всякого старого хлама, грязи, плесени, пошлости. Полезно и не­ обходимо высмеять перед детьми, опоро­ чить перед ними этот хлам, возбудить в них органическое отвращение к нему». Обедняет, на наш взгляд, альманахи* и отсутствие в них произведений самих детей. Ведь «База курносых», о которой так тепло писал Горький,— это веселый очерк cajrax ребят д школе, о семье, о том, что видели они в своей родной Си­ бири. Почему же в наших сборниках нет таких очерков и рассказов? Где на­ ши молодые Молчановы-Сибирские? И они, конечно, есть, но, так сказать, в по­ тенциале. Очень интересную, например, работу со школьниками в Баганской средней школе Андреевского района Но­ восибирской области проводит учитель английского языка М. Плоткин. Ребята создали здесь интернациональный клуб и ведут переписку со школьниками и вы­ дающимися общественными деятелями различных стран. Или интересное Иачш нание учительницы Заковряжинской средней школы Сузунского района той

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2