Сибирские огни, 1958, № 5

вится каким-то вымученным, тяжеловес­ ным. Зато именно веселой выдумкой, остро­ умной шуткой привлекают стихи Марка Сергеева. Это, в первую очередь, отно­ сится к циклу шуточных стихотворений о приключениях Сени Оплошкина. «Как Сеня Оплошкин удил рыбу» («Золотые искорки», № 5), «Как Сеня Оплошкин стал чемпионом» и «Как Сеня Оплош­ кин маме помог» («Край родной»). Прав­ да, автору не всегда удаетея, как гово­ рится, быть на высоте положения, и тог­ да его шутки теряют остроумие и стано­ вятся, прямо скажем, скучноватыми, как, например в стихотворении «Как Сеня Оплошкин стал чемпионом». Но наиболее удачные стихи, и среди них особенно «Ребята, пощупайте уши!» («Золотые искорки», № 5) свидетельст­ вуют, что Марк Сергеев формируется в хорошего детского поэта, имеющего свой поэтический язык, ясную мысль и инте­ ресную выдумку во многих его произве­ дениях. В рецензируемых альманахах поме­ щено в общей сложности девять стихо­ творений Елизаветы Стюарт. Некоторые из них, например «Поздняя осень», «Весна», на наш взгляд, написаны го­ раздо ниже ее возможностей. Они описа­ тельны. Вместо емких по смыслу наблю­ дений художника, в них — погоня за красивым образом ради самого образа. Зато другие радуют свойственными для Е. Стюарт поэтическими находками, ин­ тересным ходом мысли и, конечно же, умной и лукавой, но всегда доброй улыб­ кой. В разделе «Для малышей» («Золотые искорки», № 6) помещено хорошее сти­ хотворение «Гуси» С. Мосияша. В этом же сборнике хотелось бы отметить глу­ бокое по мысли стихотворение Е. сРей- ерабенда «Пилотка» и особенно его же поэтические «Огоньки». Есть удачные стихи и у других авторов. Но, к сожалению, в каждом сборнике можно найти настолько слабые стихи, что их лишь с большой натяжкой можно назвать художественными произведения­ ми. Возьмем, для примера, шестой номер «Золотых искорок». Вот стихи «Вели­ кан» и «Лихой спортсмен» П. Реутского. В первом из них говорится о *гом, как мальчик Костя пришел на ходулях, пос­ ле чего все ребята последовали его при­ меру и тоже сделали себе ходули. Сти­ хотворный рассказ об этом занимает пятьдесят (!) рифмованных строк, но сре­ ди них тщетно было бы найти хотя бы один подлинно поэтический образ. При­ ведем отдельные кусочки из этого стихо­ творения: «У огромного фонтана, Возле нашего двора, Утром рано великана Ожидала детвора». — Так оно начинается. А вот его конец: «И под вечер вдоль фонтанов, (?) Через весь огромный двор, Шли двенадцать великанов. Бое ребята — на подбор». Видно, кроме «фонтана», автор не мог подобрать другой рифмы к «великанам», а «огромный фонтан» в первом четверо­ стишье превращается в «огромный двор» во втором. А двор по количеству фонтанов начинает спорить... со знаме­ нитым Петродворцом. У великана: «по бокам болтались просто(?) две руки — туда-сюда». Не многим по качеству отличается от первого и второе стихотворение П. Реут­ ского «Лихой спортсмен». А вот произведение Андрея Колмо­ горова «Футболист». Автор рассказыва­ ет читателю о том, как кот играет упав­ шим на пол мячом. Он — «лапой стукнул и повел. И водил неплохо. Кот катался , к ак комок... Мяч летал, к ак пуля!.. Кот носился, сколько мог, (?) Под кровать. Под стулья»... И вывод: «В осядем, кот наш футболист... Зря «Спартак» не знает». Очень бедно по мысли и по языку. В «Крае родном» напечатаны два сти­ хотворения Аллы С^ародубовой «Дра­ чун» и «Мамин праздник». В каждом из них автор говорит о нужных вещах. В первом — осуждается любитель драк, растерявший из-за этого всех друзей, во втором — о том, как сынишка готовился порадовать маму в день 8 марта. «Дел у меня ужасно много. Все должен сделать я один. Все рассчитать мне надо строго: Сходить за хлебом в магазин»... Таким сухим языком написано все стихо­ творение «Мамин праздник». Бедность образов, бедная рифма: «Взглянул я в мамины глаза И вижу: в них блестит слеза... Гляжу — она уж е хохочет, Меня целует крепко очень». Назвать стихи А. Стародубовой, П. Реутского, А. Колмогорова и ряда других авторов совсем плохими -—• нель­ зя. Они, как говорится, «на среднем уровне». И почему-то значительную часть детской поэзии сборников и жур­ налов отличает именно этот «средний уровень». В стихах этих часто действу­ ют ребята. Плохие поступки — осужда­ ются, хорошие — ставится в пример. Но поэтическая принадлежность их опреде­ ляется, главным образом, ритмическим размером да рифмой. И они не волнуют, проходят мимо сознания школьника. И тут стоит поговорить всерьез о главном, основном недостатке поэтичес­ ких разделов не только рецензируемых сборников. Это — мелкотемье. Почему- 12. «Сибирские огни» № 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2