Сибирские огни, 1958, № 5
вится каким-то вымученным, тяжеловес ным. Зато именно веселой выдумкой, остро умной шуткой привлекают стихи Марка Сергеева. Это, в первую очередь, отно сится к циклу шуточных стихотворений о приключениях Сени Оплошкина. «Как Сеня Оплошкин удил рыбу» («Золотые искорки», № 5), «Как Сеня Оплошкин стал чемпионом» и «Как Сеня Оплош кин маме помог» («Край родной»). Прав да, автору не всегда удаетея, как гово рится, быть на высоте положения, и тог да его шутки теряют остроумие и стано вятся, прямо скажем, скучноватыми, как, например в стихотворении «Как Сеня Оплошкин стал чемпионом». Но наиболее удачные стихи, и среди них особенно «Ребята, пощупайте уши!» («Золотые искорки», № 5) свидетельст вуют, что Марк Сергеев формируется в хорошего детского поэта, имеющего свой поэтический язык, ясную мысль и инте ресную выдумку во многих его произве дениях. В рецензируемых альманахах поме щено в общей сложности девять стихо творений Елизаветы Стюарт. Некоторые из них, например «Поздняя осень», «Весна», на наш взгляд, написаны го раздо ниже ее возможностей. Они описа тельны. Вместо емких по смыслу наблю дений художника, в них — погоня за красивым образом ради самого образа. Зато другие радуют свойственными для Е. Стюарт поэтическими находками, ин тересным ходом мысли и, конечно же, умной и лукавой, но всегда доброй улыб кой. В разделе «Для малышей» («Золотые искорки», № 6) помещено хорошее сти хотворение «Гуси» С. Мосияша. В этом же сборнике хотелось бы отметить глу бокое по мысли стихотворение Е. сРей- ерабенда «Пилотка» и особенно его же поэтические «Огоньки». Есть удачные стихи и у других авторов. Но, к сожалению, в каждом сборнике можно найти настолько слабые стихи, что их лишь с большой натяжкой можно назвать художественными произведения ми. Возьмем, для примера, шестой номер «Золотых искорок». Вот стихи «Вели кан» и «Лихой спортсмен» П. Реутского. В первом из них говорится о *гом, как мальчик Костя пришел на ходулях, пос ле чего все ребята последовали его при меру и тоже сделали себе ходули. Сти хотворный рассказ об этом занимает пятьдесят (!) рифмованных строк, но сре ди них тщетно было бы найти хотя бы один подлинно поэтический образ. При ведем отдельные кусочки из этого стихо творения: «У огромного фонтана, Возле нашего двора, Утром рано великана Ожидала детвора». — Так оно начинается. А вот его конец: «И под вечер вдоль фонтанов, (?) Через весь огромный двор, Шли двенадцать великанов. Бое ребята — на подбор». Видно, кроме «фонтана», автор не мог подобрать другой рифмы к «великанам», а «огромный фонтан» в первом четверо стишье превращается в «огромный двор» во втором. А двор по количеству фонтанов начинает спорить... со знаме нитым Петродворцом. У великана: «по бокам болтались просто(?) две руки — туда-сюда». Не многим по качеству отличается от первого и второе стихотворение П. Реут ского «Лихой спортсмен». А вот произведение Андрея Колмо горова «Футболист». Автор рассказыва ет читателю о том, как кот играет упав шим на пол мячом. Он — «лапой стукнул и повел. И водил неплохо. Кот катался , к ак комок... Мяч летал, к ак пуля!.. Кот носился, сколько мог, (?) Под кровать. Под стулья»... И вывод: «В осядем, кот наш футболист... Зря «Спартак» не знает». Очень бедно по мысли и по языку. В «Крае родном» напечатаны два сти хотворения Аллы С^ародубовой «Дра чун» и «Мамин праздник». В каждом из них автор говорит о нужных вещах. В первом — осуждается любитель драк, растерявший из-за этого всех друзей, во втором — о том, как сынишка готовился порадовать маму в день 8 марта. «Дел у меня ужасно много. Все должен сделать я один. Все рассчитать мне надо строго: Сходить за хлебом в магазин»... Таким сухим языком написано все стихо творение «Мамин праздник». Бедность образов, бедная рифма: «Взглянул я в мамины глаза И вижу: в них блестит слеза... Гляжу — она уж е хохочет, Меня целует крепко очень». Назвать стихи А. Стародубовой, П. Реутского, А. Колмогорова и ряда других авторов совсем плохими -—• нель зя. Они, как говорится, «на среднем уровне». И почему-то значительную часть детской поэзии сборников и жур налов отличает именно этот «средний уровень». В стихах этих часто действу ют ребята. Плохие поступки — осужда ются, хорошие — ставится в пример. Но поэтическая принадлежность их опреде ляется, главным образом, ритмическим размером да рифмой. И они не волнуют, проходят мимо сознания школьника. И тут стоит поговорить всерьез о главном, основном недостатке поэтичес ких разделов не только рецензируемых сборников. Это — мелкотемье. Почему- 12. «Сибирские огни» № 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2