Сибирские огни, 1958, № 5
Прививать любовь к труду — вот од на из важнейших воспитательных задач детской художественной литературы. Как же решается эта задача в альмана хах? В «Краю родном» помещен хороший рассказ Ан. Шастина «Мы с прияте лем». В нем автор знакомит ребят с тру дом строителей гидростанции на Ангаре. Небольшое путешествие детей по этой гигантской 'стройке с неожиданными приключениями заставляет их, а умеете с ними и читателей, с большим уважени ем относиться к почетным и трудным профессиям людей, сооружающих Ир кутскую ГЭС. Второе произведение это го же автора — сказка «Брошка ищет счастье» («Золотые искорки», № 5) — оказалась значительно слабее. В этой сказке много подражательного, в частно сти, использование некоторых мотивов из «Щелкунчика» и других детских ска зок о приключениях кукол, и мало сво его. В том же сборнике («Край родной») хочется отметить рассказ Вячеслава Ты- чинина «Герой». Сын машиниста, по гибшего под Сталинградом, Данька Блинчиков старается заменить дома от ца и в меру своих ребячьих сил помога ет матери. Автор показывает нам, с ка ким почтением относятся Данька и его приятели к труду железнодорожников, как сами мечтают стать машинистами и водить поезда в далекие города. Детские мечты, разговоры переданы В. Тычини- ным с подкупающей достоверностью. К сожалению, подвиг Даньки, который по мог остановить оторвавшуюся от поезда часть состава, изображен автором значи тельно слабее. Отсутствием достоверности страдает .рассказ «Товарищи» Бориса Чиликина. Два подростка, увлекающиеся радиотех никой, идя в школу, увидели оборванный провод железнодорожной диспетчерской связи. 'Движимый хорошими побужде ниями, один из них •— Витя — пытается влезть на столб, чтобы соединить концы оборвавшегося провода. Но у него нет монтерских когтей, без которых на столб не заберешься. Тогда Витя сбрасывает пимы (дело происходит зимой) и боси ком (?) взбирается на столб. Автор стре мится показать, как ребята, движимые хорошими побуждениями, самоотвержен но жертвуют только что сделанным трансформатором, так как без того, что бы размотать его обмотку, провод соеди нить не удастся. Намерение похвальное, но нужный результат не достигается из-за литературной слабости рассказа. Героями большинства произведений, помещенных в сборниках, являются ре бята-школьники. Но так называемых «школьных» рассказов среди них — лишь несколько. А ведь и в обычной будничной школьной жизни происходит немало интересных событий. В классе выбили стекло (рассказ Ю. Сальникова «Кто виноват?» в «Золо тых искорках», № 5). Не такое уж ред кое происшествие, но вокруг него завя зываются события, оказавшие большое влияние на формирование характера Тимки, одного из героев рассказа. Автор, показывает нам своих героев во время острых душевных переживаний, и это позволяет ему создать яркие образы школьников. Чувствуется, что Юрий Сальников идет от жизни, от собствен ных наблюдений, почерпнутых в обще нии с ребятами. Правда, в обрисовке от рицательного героя — Сашки Архипова — автор слишком злоупотребил черной краской, очевидно, чтобы «заострить» конфликт между «положительным», но, к счастью, не ангелоподобным Тимкой и «отрицательным» Сашкой. Однако этот авторский просчет почти не портит хоро шего впечатления от произведения. В этой же книжке альманаха поме щен «школьный» рассказ Е. Коронато- вой «Мама уехала». Эта миниатюра бы ла бы еще лучше, если бы автор не так прямолинейно раскрывал ее дидактичес кий смысл. Содержание рассказа и так говорит само за себя, без подчеркнутого осуждения нехороших поступков герои ни, что напрасно делает Е. Коронатова словами Шурика, от лица которого ве дется рассказ. В первые годы после победы Октября совершаются события в рассказе И. Суп руна «Удав». В нем хорошо передана обстановка тех лет, правдиво показана борьба передовых людей деревни против кулацкого засилья. В рассказе немало удачных мест, интересных типов, прав дивых деталей. Но автор несколько примитивно характеризует основного от рицательного героя рассказа — кулака Митрофана. Невозможно, разумеется, дать хотя бы беглый разбор всех прозаических произведений, включенных в рецензи руемые альманахи. Назову лишь несом ненно удавшиеся авторам рассказы «Труба центрального отопления» Льва Квина («Золотые искорки», № ,5), «Как уток руками ловить» Мстислава Левашо ва и «Воришка Мишка» И. Галченко («Край родной»), В то же время нельзя не упрекнуть редколлегию «Золотых ис корок» за включение таких слабых «придуманных» рассказов, как «Хозяин песчаного города» С. Наумова, «Капи тан». С. Уриевского и «Стройка в Тун дре» А / Смекалина. Взять, например, рассказ С. Уриевско го «Капитан». В нем рассказывается о том , как двое ребят перевезли на доске через большую лужу кирпичи, чтобы по мочь шоферу, машина которого застряла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2