Сибирские огни, 1958, № 5

Прививать любовь к труду — вот од­ на из важнейших воспитательных задач детской художественной литературы. Как же решается эта задача в альмана­ хах? В «Краю родном» помещен хороший рассказ Ан. Шастина «Мы с прияте­ лем». В нем автор знакомит ребят с тру­ дом строителей гидростанции на Ангаре. Небольшое путешествие детей по этой гигантской 'стройке с неожиданными приключениями заставляет их, а умеете с ними и читателей, с большим уважени­ ем относиться к почетным и трудным профессиям людей, сооружающих Ир­ кутскую ГЭС. Второе произведение это­ го же автора — сказка «Брошка ищет счастье» («Золотые искорки», № 5) — оказалась значительно слабее. В этой сказке много подражательного, в частно­ сти, использование некоторых мотивов из «Щелкунчика» и других детских ска­ зок о приключениях кукол, и мало сво­ его. В том же сборнике («Край родной») хочется отметить рассказ Вячеслава Ты- чинина «Герой». Сын машиниста, по­ гибшего под Сталинградом, Данька Блинчиков старается заменить дома от­ ца и в меру своих ребячьих сил помога­ ет матери. Автор показывает нам, с ка­ ким почтением относятся Данька и его приятели к труду железнодорожников, как сами мечтают стать машинистами и водить поезда в далекие города. Детские мечты, разговоры переданы В. Тычини- ным с подкупающей достоверностью. К сожалению, подвиг Даньки, который по­ мог остановить оторвавшуюся от поезда часть состава, изображен автором значи­ тельно слабее. Отсутствием достоверности страдает .рассказ «Товарищи» Бориса Чиликина. Два подростка, увлекающиеся радиотех­ никой, идя в школу, увидели оборванный провод железнодорожной диспетчерской связи. 'Движимый хорошими побужде­ ниями, один из них •— Витя — пытается влезть на столб, чтобы соединить концы оборвавшегося провода. Но у него нет монтерских когтей, без которых на столб не заберешься. Тогда Витя сбрасывает пимы (дело происходит зимой) и боси­ ком (?) взбирается на столб. Автор стре­ мится показать, как ребята, движимые хорошими побуждениями, самоотвержен­ но жертвуют только что сделанным трансформатором, так как без того, что­ бы размотать его обмотку, провод соеди­ нить не удастся. Намерение похвальное, но нужный результат не достигается из-за литературной слабости рассказа. Героями большинства произведений, помещенных в сборниках, являются ре­ бята-школьники. Но так называемых «школьных» рассказов среди них — лишь несколько. А ведь и в обычной будничной школьной жизни происходит немало интересных событий. В классе выбили стекло (рассказ Ю. Сальникова «Кто виноват?» в «Золо­ тых искорках», № 5). Не такое уж ред­ кое происшествие, но вокруг него завя­ зываются события, оказавшие большое влияние на формирование характера Тимки, одного из героев рассказа. Автор, показывает нам своих героев во время острых душевных переживаний, и это позволяет ему создать яркие образы школьников. Чувствуется, что Юрий Сальников идет от жизни, от собствен­ ных наблюдений, почерпнутых в обще­ нии с ребятами. Правда, в обрисовке от­ рицательного героя — Сашки Архипова — автор слишком злоупотребил черной краской, очевидно, чтобы «заострить» конфликт между «положительным», но, к счастью, не ангелоподобным Тимкой и «отрицательным» Сашкой. Однако этот авторский просчет почти не портит хоро­ шего впечатления от произведения. В этой же книжке альманаха поме­ щен «школьный» рассказ Е. Коронато- вой «Мама уехала». Эта миниатюра бы­ ла бы еще лучше, если бы автор не так прямолинейно раскрывал ее дидактичес­ кий смысл. Содержание рассказа и так говорит само за себя, без подчеркнутого осуждения нехороших поступков герои­ ни, что напрасно делает Е. Коронатова словами Шурика, от лица которого ве­ дется рассказ. В первые годы после победы Октября совершаются события в рассказе И. Суп­ руна «Удав». В нем хорошо передана обстановка тех лет, правдиво показана борьба передовых людей деревни против кулацкого засилья. В рассказе немало удачных мест, интересных типов, прав­ дивых деталей. Но автор несколько примитивно характеризует основного от­ рицательного героя рассказа — кулака Митрофана. Невозможно, разумеется, дать хотя бы беглый разбор всех прозаических произведений, включенных в рецензи­ руемые альманахи. Назову лишь несом­ ненно удавшиеся авторам рассказы «Труба центрального отопления» Льва Квина («Золотые искорки», № ,5), «Как уток руками ловить» Мстислава Левашо­ ва и «Воришка Мишка» И. Галченко («Край родной»), В то же время нельзя не упрекнуть редколлегию «Золотых ис­ корок» за включение таких слабых «придуманных» рассказов, как «Хозяин песчаного города» С. Наумова, «Капи­ тан». С. Уриевского и «Стройка в Тун­ дре» А / Смекалина. Взять, например, рассказ С. Уриевско­ го «Капитан». В нем рассказывается о том , как двое ребят перевезли на доске через большую лужу кирпичи, чтобы по­ мочь шоферу, машина которого застряла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2