Сибирские огни, 1958, № 5

весть наиболее удачным произведением рецензируемых сборников. Очень высокой оценки заслуживает и повесть Гр. Федосеева «Улукиткан» («Золотые искорки», № 6). Секрет ее очарования в замечательном герое пове­ сти — восьмидесятилетием эвенке Улу- киткане. Его тонкое знание природы, вы­ дающиеся качества следопыта, а глав­ ное, чудесная душа, объединяющая в себе чистое сердце и ум мудреца, вот что делает старого Улукиткана не менее при­ мечательной фигурой, чем арсеньевский Дерсу-Узала. Мужество, стойкость, стремление преодолевать трудности и лишения —- эти превосходные качества воспитывает у юных читателей образ Улукиткана. Повесть Гр. Федосеева учит также глубокому уважению к людям — представителям малых народностей, ко­ торые до советской власти презрительно \ именовались «инородцами», объявля- . ‘ лись дикими, некультурными. Повесть «Улукиткан», как и повесть Арк. Локермана, написана в скупой, сдержанной манере,- без погони за лож­ ной «красивостью», без словесных по­ брякушек. И это придает языку повести особое очарование. Поэтичны произведения А. Коптелова —«У нас в лесу» и «Лесные походы» («Золотые искорки», № 5 и № 6). Они прививают любовь к природе, учат ребят наблюдательности, умению разглядеть в обыденной жизни леса и его обитателей много чудесных тайн. Близко примыкают к зарисовкам А. Коптелова рассказы о животных Н. Реймерса («Золотые искорки», № 6). В его рассказах действуют обычные ге­ рои детских произведений — птички, зайчики, мышки. Но это не «литератур­ ные» персонажи, а живые зверюшки со своими повадками, привычками. И когда Н. Реймерс совмещает в одном лице и литератора и ученого-зоолога, тогда рас­ сказики его получаются и интересными и достоверными. Но когда еще недоста­ точно опытный писатель берет верх над зоологам, тогда из-под пера Н. Реймер­ са выходят малоудачные «стандартные» рассказы, в которых герои — птички и зверюшки пускаются в скучные «чело­ веческие» рассуждения. Хорошее впечатление оставляют очер­ ки, в которых юные читатели знакомят­ ся с трудом людей, владеющих интерес­ ными профессиями, получают полезные сведения о различных вещах и явлениях. Таковы, например, очерки Юрия Мага- лифа «Героическая профессия» — о жиз­ ни ученых-вулканологов, Николая Мей- * сака «Как делаются киножурналы» ‘ («Золотые искорки», № 5), И. Булыгина «Охота на китов» («Золотые искорки», № 6), А. Граниной' «Камень, со значени­ ем» и А. Смирнова «О тех, кого нужно гнать из леса» («Край родной»). Произведения эти неравноценны по своим литературным достоинствам. В очерке Юрия Магалифа, несмотря на его» небольшие размеры, перед нами возни­ кают живые картины суровой природы: Камчатки, выпукло очерчены люди. Яркое изложение легенд о «чудодейст­ венных» свойствах нефрита, связь их с сегодняшним днем держат читателя в; напряжении с начала и до конца в хоро­ шем очерке А. Граниной «Камень со значением». Слабее по форме записки помощника гарпунера И. М. Булыгина, очерки Н. Мейсака и А. Смирнова. Но и они читаются с интересом, потому что содер­ жат в себе много познавательного мате­ риала. Тяжелый и опасный труд моря- кбв-охотников. за китами, деятельность, кинооператоров и режиссеров, создаю­ щих документальные фильмы,— разве- можно равнодушно читать про такие ув­ лекательные дела! В альманахе для детей обязательно должно быть приключенческое произве­ дение. Это обстоятельство учла ред­ коллегия иркутского сборника, включив в него повесть С. Наумова «Тайна пар­ тизанского стана». Острый сюжет, таин­ ственные незнакомцы, оказывающиеся в конце концов шпионами, бесстрашные пограничники, словом, почти весь обяза­ тельный ассортимент для приключен­ ческого произведения тут налицо. Нет «только» одного — жизненной правди­ вости, достоверности. Трудно поверить,, например, даже неискушенному юному читателю, что тринадцатилетний маль­ чик, никогда не бравший в руки оружия,, мог из тяжелого маузера со второго вы­ стрела опасно ранить нарушителя грани­ цы. Как и во всяком посредственном' произведении сюжетный ход в этой по­ вести часто определяется случайными- совпадениями. Чересчур уж примитивно подчас пи­ шутся у нас многие приключенческие- произведения, особенно для детей! Конечно, есть в альманахах и хоро­ шие приключенческие повести и расска­ зы. К ним можно причислить рассказ1 Н. Осинина -«Без имени». Приключения подростка, убежавшего из дому и попав­ шего в преступную среду, описаны авто­ ром так, что читатель верит всему, что* случается с Павликом — героем рас­ сказа. Лишь в самом конце, очевидно, в по­ гоне за «острой» концовкой, Н. O chhi # изменяет художественной правде. Юный читатель без большого доверия прочтет о том, как крепко спящий Костыль — один из бандитов, в лапы которого попал Павлик,— после ухода мальчика мгно­ венно проснется, сразу же отправится на вокзал, разыщет спрятавшегося за «фартуком» переходного мостика между вагонами беглеца, влезет на крышу ваго­ на (?) и, «блестя зубами», будет пресле­ довать его. Сразу чувствуется «приду- манность» (и не очень удачная) этого* эпизода.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2