Сибирские огни, 1958, № 5
весть наиболее удачным произведением рецензируемых сборников. Очень высокой оценки заслуживает и повесть Гр. Федосеева «Улукиткан» («Золотые искорки», № 6). Секрет ее очарования в замечательном герое пове сти — восьмидесятилетием эвенке Улу- киткане. Его тонкое знание природы, вы дающиеся качества следопыта, а глав ное, чудесная душа, объединяющая в себе чистое сердце и ум мудреца, вот что делает старого Улукиткана не менее при мечательной фигурой, чем арсеньевский Дерсу-Узала. Мужество, стойкость, стремление преодолевать трудности и лишения —- эти превосходные качества воспитывает у юных читателей образ Улукиткана. Повесть Гр. Федосеева учит также глубокому уважению к людям — представителям малых народностей, ко торые до советской власти презрительно \ именовались «инородцами», объявля- . ‘ лись дикими, некультурными. Повесть «Улукиткан», как и повесть Арк. Локермана, написана в скупой, сдержанной манере,- без погони за лож ной «красивостью», без словесных по брякушек. И это придает языку повести особое очарование. Поэтичны произведения А. Коптелова —«У нас в лесу» и «Лесные походы» («Золотые искорки», № 5 и № 6). Они прививают любовь к природе, учат ребят наблюдательности, умению разглядеть в обыденной жизни леса и его обитателей много чудесных тайн. Близко примыкают к зарисовкам А. Коптелова рассказы о животных Н. Реймерса («Золотые искорки», № 6). В его рассказах действуют обычные ге рои детских произведений — птички, зайчики, мышки. Но это не «литератур ные» персонажи, а живые зверюшки со своими повадками, привычками. И когда Н. Реймерс совмещает в одном лице и литератора и ученого-зоолога, тогда рас сказики его получаются и интересными и достоверными. Но когда еще недоста точно опытный писатель берет верх над зоологам, тогда из-под пера Н. Реймер са выходят малоудачные «стандартные» рассказы, в которых герои — птички и зверюшки пускаются в скучные «чело веческие» рассуждения. Хорошее впечатление оставляют очер ки, в которых юные читатели знакомят ся с трудом людей, владеющих интерес ными профессиями, получают полезные сведения о различных вещах и явлениях. Таковы, например, очерки Юрия Мага- лифа «Героическая профессия» — о жиз ни ученых-вулканологов, Николая Мей- * сака «Как делаются киножурналы» ‘ («Золотые искорки», № 5), И. Булыгина «Охота на китов» («Золотые искорки», № 6), А. Граниной' «Камень, со значени ем» и А. Смирнова «О тех, кого нужно гнать из леса» («Край родной»). Произведения эти неравноценны по своим литературным достоинствам. В очерке Юрия Магалифа, несмотря на его» небольшие размеры, перед нами возни кают живые картины суровой природы: Камчатки, выпукло очерчены люди. Яркое изложение легенд о «чудодейст венных» свойствах нефрита, связь их с сегодняшним днем держат читателя в; напряжении с начала и до конца в хоро шем очерке А. Граниной «Камень со значением». Слабее по форме записки помощника гарпунера И. М. Булыгина, очерки Н. Мейсака и А. Смирнова. Но и они читаются с интересом, потому что содер жат в себе много познавательного мате риала. Тяжелый и опасный труд моря- кбв-охотников. за китами, деятельность, кинооператоров и режиссеров, создаю щих документальные фильмы,— разве- можно равнодушно читать про такие ув лекательные дела! В альманахе для детей обязательно должно быть приключенческое произве дение. Это обстоятельство учла ред коллегия иркутского сборника, включив в него повесть С. Наумова «Тайна пар тизанского стана». Острый сюжет, таин ственные незнакомцы, оказывающиеся в конце концов шпионами, бесстрашные пограничники, словом, почти весь обяза тельный ассортимент для приключен ческого произведения тут налицо. Нет «только» одного — жизненной правди вости, достоверности. Трудно поверить,, например, даже неискушенному юному читателю, что тринадцатилетний маль чик, никогда не бравший в руки оружия,, мог из тяжелого маузера со второго вы стрела опасно ранить нарушителя грани цы. Как и во всяком посредственном' произведении сюжетный ход в этой по вести часто определяется случайными- совпадениями. Чересчур уж примитивно подчас пи шутся у нас многие приключенческие- произведения, особенно для детей! Конечно, есть в альманахах и хоро шие приключенческие повести и расска зы. К ним можно причислить рассказ1 Н. Осинина -«Без имени». Приключения подростка, убежавшего из дому и попав шего в преступную среду, описаны авто ром так, что читатель верит всему, что* случается с Павликом — героем рас сказа. Лишь в самом конце, очевидно, в по гоне за «острой» концовкой, Н. O chhi # изменяет художественной правде. Юный читатель без большого доверия прочтет о том, как крепко спящий Костыль — один из бандитов, в лапы которого попал Павлик,— после ухода мальчика мгно венно проснется, сразу же отправится на вокзал, разыщет спрятавшегося за «фартуком» переходного мостика между вагонами беглеца, влезет на крышу ваго на (?) и, «блестя зубами», будет пресле довать его. Сразу чувствуется «приду- манность» (и не очень удачная) этого* эпизода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2