Сибирские огни, 1958, № 5

Шаль, что публицистика в следую­ щем, шестом, номере «Золотых искорок» оказалась значительно слабее. Явно не­ удачна статья А. Никулькова «Сила, рожденная Октябрем». Он похож на сухую передовую статью, -переделанную для детского восприятия, но не ставшую от этого интереснее. Перегрузка цифра­ ми и фактами, тяжелый язык — вот ос­ новные недостатки статьи «...Поэтому Ильич так радовался каждому новому пуду зерна, каждому приращенному ки­ ловатту». «До сих пор не может опом­ ниться капиталистический мир, видя, как мощным рывком поднялась на земле не­ победимая индустриальная держава...» — такими фразами рассказывает автор ребятам о 40-летии Октября. В шестом номере сборника ряд мате­ риалов посвящен этой знаменательной дате в жизни нашей страны. Воспомина­ ниями о VII Всероссийском съезде Сове­ тов делится А. Высоцкий. Автор сумел хорошо, по-серьезному, без скидок на специфически детское восприятие рас­ сказать об исторических событиях бур­ ного 1919 года. О борьбе народа за социалистическую революцию, за советскую власть расска­ зывается в стихах и очерках раздела, озаглавленного «Этих дней не смолкнет слава». Фотоочерк Ю. Сальникова о гражданской войне в Сибири и примы­ кающее к нему по теме стихотворение К. Лисовского «Товарищ Щетинкин», очерк Николая Мейсака «Смелое серд­ це» о замечательной революционерке- подполыцице, бесстрашной большевичке Евдокии Борисовне Ковальчук, рассказ С. Омбыш-Кузнецова «Юный партизан» о герое гражданской войны пятнадцати­ летием Кире Баеве, — все они по-разно­ му воссоздают страницы, героического прошлого, образы замечательных людей, без страха и колебаний отдавших свои жизни за торжество коммунизма. К сожалению, не все произведения • этого цикла хорошо написаны. Так, в очерке Л. Шушакова «В. В. Куйбышев в Нарыме» бедный, сухой язык лишает автора возможности воссоздать яркий образ такого интересного, полного жизни и огня человека, каким был Куйбышев. Немало ложной патетики, неудачных оборотов и в очерке Николая Мейсака. «Черная тень царского двуглавого орла илавеще реяла над просторами России», «Ожидая сигнала, из-за границы, при­ таились в своих норах эсеры, меньшеви­ ки и прочая контрреволюционная не­ чисть», «...почувствовала, как в груди бешено колотится сердце и от внезапной -слабости подкашиваются колени». По­ добные фразы портят интересный и нуж- , ный очерк. Вообще нельзя не сказать о том, что слабая форма, бледный, невыразитель­ ный язык снижают художественную цен­ ность ряда произведений, помещенных в альманахах. Конечно, в отдельных слу­ чаях это объясняется тем, что многие материалы сборников — первые произ­ ведения начинающих авторов, которые еще не имеют необходимых навыков, мастерства. Но, к сожалению, небреж­ ные, а порой и просто убогие фразы не­ редко встречаются в стихах и прозе ав­ торов, имеющих уже немалый литера­ турный опыт. Кажется, что это объяс­ няется, в первую очередь, нетребова­ тельностью редколлегий, необоснованно открывающих ворота в детскую литера­ туру для посредственных, -серых произ­ ведений. Если в любой вещи, в любом явлении форма и содержание находятся в един­ стве, неразрывно связаны между собою и должны соответствовать друг другу, то соответствие формы содержанию осо­ бенно необходимо для художественного произведения. Ведь именно форма, яр­ кая, своеобразная, подлинно художест­ венная, делает литературный труд неот­ разимым, могучим оружием эстетическо­ го воздействия на сознание читателя. Обращаясь не только к рассудку, но и к чувствам юного читателя, детская худо­ жественная литература является самым лучшим средством воспитания. А ведь отличная форма во много раз увеличива­ ет силу эмоционального воздействия книги. Значительное место среди прозаичес­ ких произведений, помещенных в альма­ нахах, занимают повести, рассказы и очерки, посвященные природе, неисчер­ паемым богатствам Сибири и людям, вскрывающим сокровища ее недр, иссле­ дующим «белые пятна» на карте стра­ ны. Геодезист, геолог, разведчик недр— вот герои этих произведений. И это, ко­ нечно, вполне закономерно. Недаром да­ же названия некоторых сборников под­ черкивают эту их направленность. «Край родной», «У костра»—они словно приг­ лашают ребят-школьников совершить ув­ лекательное путешествие, жить в палат­ ках, открывать неизвестное, не стра­ шиться трудностей и лишений. Жизни разведчиков золота посвятил свою повесть «Загадка золотой россы- , пи» А-рк. Локерман («Край родной»). Особую привлекательность ей придает то, что в работе геологической партии ( участвует группа ребят-школьников. Они трудятся в качестве простых рабочих- I землекопов, и автор не романтизирует их работу, а показывает, как тяжело да­ ются школьникам первые трудовые на­ выки. Именно через показ ребят в про­ цессе непосредственного труда автор до-f бивается несомненного успеха. Арк. Локерман не боится подробно рассказывать о методах разведки золота. Благодаря этому произведение приобре­ ло большую познавательную ценность. Выразительные характеры героев, кра­ сочные описания природы делают по­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2