Сибирские огни, 1958, № 5
Шаль, что публицистика в следую щем, шестом, номере «Золотых искорок» оказалась значительно слабее. Явно не удачна статья А. Никулькова «Сила, рожденная Октябрем». Он похож на сухую передовую статью, -переделанную для детского восприятия, но не ставшую от этого интереснее. Перегрузка цифра ми и фактами, тяжелый язык — вот ос новные недостатки статьи «...Поэтому Ильич так радовался каждому новому пуду зерна, каждому приращенному ки ловатту». «До сих пор не может опом ниться капиталистический мир, видя, как мощным рывком поднялась на земле не победимая индустриальная держава...» — такими фразами рассказывает автор ребятам о 40-летии Октября. В шестом номере сборника ряд мате риалов посвящен этой знаменательной дате в жизни нашей страны. Воспомина ниями о VII Всероссийском съезде Сове тов делится А. Высоцкий. Автор сумел хорошо, по-серьезному, без скидок на специфически детское восприятие рас сказать об исторических событиях бур ного 1919 года. О борьбе народа за социалистическую революцию, за советскую власть расска зывается в стихах и очерках раздела, озаглавленного «Этих дней не смолкнет слава». Фотоочерк Ю. Сальникова о гражданской войне в Сибири и примы кающее к нему по теме стихотворение К. Лисовского «Товарищ Щетинкин», очерк Николая Мейсака «Смелое серд це» о замечательной революционерке- подполыцице, бесстрашной большевичке Евдокии Борисовне Ковальчук, рассказ С. Омбыш-Кузнецова «Юный партизан» о герое гражданской войны пятнадцати летием Кире Баеве, — все они по-разно му воссоздают страницы, героического прошлого, образы замечательных людей, без страха и колебаний отдавших свои жизни за торжество коммунизма. К сожалению, не все произведения • этого цикла хорошо написаны. Так, в очерке Л. Шушакова «В. В. Куйбышев в Нарыме» бедный, сухой язык лишает автора возможности воссоздать яркий образ такого интересного, полного жизни и огня человека, каким был Куйбышев. Немало ложной патетики, неудачных оборотов и в очерке Николая Мейсака. «Черная тень царского двуглавого орла илавеще реяла над просторами России», «Ожидая сигнала, из-за границы, при таились в своих норах эсеры, меньшеви ки и прочая контрреволюционная не чисть», «...почувствовала, как в груди бешено колотится сердце и от внезапной -слабости подкашиваются колени». По добные фразы портят интересный и нуж- , ный очерк. Вообще нельзя не сказать о том, что слабая форма, бледный, невыразитель ный язык снижают художественную цен ность ряда произведений, помещенных в альманахах. Конечно, в отдельных слу чаях это объясняется тем, что многие материалы сборников — первые произ ведения начинающих авторов, которые еще не имеют необходимых навыков, мастерства. Но, к сожалению, небреж ные, а порой и просто убогие фразы не редко встречаются в стихах и прозе ав торов, имеющих уже немалый литера турный опыт. Кажется, что это объяс няется, в первую очередь, нетребова тельностью редколлегий, необоснованно открывающих ворота в детскую литера туру для посредственных, -серых произ ведений. Если в любой вещи, в любом явлении форма и содержание находятся в един стве, неразрывно связаны между собою и должны соответствовать друг другу, то соответствие формы содержанию осо бенно необходимо для художественного произведения. Ведь именно форма, яр кая, своеобразная, подлинно художест венная, делает литературный труд неот разимым, могучим оружием эстетическо го воздействия на сознание читателя. Обращаясь не только к рассудку, но и к чувствам юного читателя, детская худо жественная литература является самым лучшим средством воспитания. А ведь отличная форма во много раз увеличива ет силу эмоционального воздействия книги. Значительное место среди прозаичес ких произведений, помещенных в альма нахах, занимают повести, рассказы и очерки, посвященные природе, неисчер паемым богатствам Сибири и людям, вскрывающим сокровища ее недр, иссле дующим «белые пятна» на карте стра ны. Геодезист, геолог, разведчик недр— вот герои этих произведений. И это, ко нечно, вполне закономерно. Недаром да же названия некоторых сборников под черкивают эту их направленность. «Край родной», «У костра»—они словно приг лашают ребят-школьников совершить ув лекательное путешествие, жить в палат ках, открывать неизвестное, не стра шиться трудностей и лишений. Жизни разведчиков золота посвятил свою повесть «Загадка золотой россы- , пи» А-рк. Локерман («Край родной»). Особую привлекательность ей придает то, что в работе геологической партии ( участвует группа ребят-школьников. Они трудятся в качестве простых рабочих- I землекопов, и автор не романтизирует их работу, а показывает, как тяжело да ются школьникам первые трудовые на выки. Именно через показ ребят в про цессе непосредственного труда автор до-f бивается несомненного успеха. Арк. Локерман не боится подробно рассказывать о методах разведки золота. Благодаря этому произведение приобре ло большую познавательную ценность. Выразительные характеры героев, кра сочные описания природы делают по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2