Сибирские огни, 1958, № 5

tffwmutfa и гУисТлиоцшсрця <r ■= = = = : I s = = s g ^ ^ S 1 = = = = = H. КОЛОСОВ Многое н малом (О детских альманахах) С каждым годом растет и ширится мо­ гучий -поток советской литературы. И хо­ тя попадаются в нем порой тихие заво­ ди и мелководье, но в целом наша лите­ ратура бурно развивается, захватывая и -отражая жизнь все полнее и ярче. И в этом потоке только слепой не разглядит детской литературы. Можно без преуве­ личения сказать, что в нашей стране ■книга для маленького читателя стала очень важной частью всей художествен­ ной литературы. Советская детская литература соз­ дается не только в Москве, Ленинграде, Киеве. В Латвии и Узбекистане, Бело­ руссии и Грузии, словом, в каждой со­ юзной республике можно найти немало поэтов и прозаиков, пишущих для детей. И очень отрадно, что большой отряд дет­ ских писателей насчитывает в своих ря­ дах немало литераторов-сибиряков. Детская литература в Сибири разви­ валась, рождая с каждым годом все но­ вые имена детских писателей, привлекая и тех литераторов, которые раньше пи­ сали только для взрослых. Многие юные читатели, теперь уже ставшие взрослыми, до сих пор хорошо помнят произведения Глеба Пушкарева. Его повести «Сергей Мохов.» и «Реали­ сты» принадлежат к довольно немно­ гочисленному кругу произведений для юношества о событиях первой русской революции. «Два Петра Ивановича» и «Петр Иванович младший» — о рабочих- подростках в дни Великой Отечествен­ ной войны, «Зарево над городом» — ста­ ли одними из любимых произведений наших школьников. ШШЬ можно ли представить школьную оЖлиотейу или книжный шкаф детского сада без произведений Елизаветы Стю­ арт? Немного найдется поэтов, которые так просто и интересно могут рассказать детям о серьезных, больших и важных вещах. Недавно Е. Стюарт выступила с прозаическим произведением — с кни­ жечкой «Заряничка». Простой рассказ о том, как маленькая девочка побывала в деревне, познакомилась с дедушкиной тайной о хозяйке леса — Заряничке. Но сколько в нем поэзии, очарования! Ка­ кой глубокий след оставляет эта кни­ жечка в душе не только ребенка, но и взрослого читателя. По-настоящему заставляет школьника полюбить природу Сибири Н. Устинович. Большинство его рассказов и повестей, правдивых, полных глубоких наблюде­ ний над миром растений и животных, очень умно и без назойливости учат юных читателей любить природу и бе­ режно, по-хозяйски, относиться к ней. Эта же тематика определяет большинст­ во детских произведений Кондратия Ур- манова, певца сибирских степей и лесов, безымянных речек и озер. За последнее десятилетие К. Урманов пишет почти исключительно для детей, и книги его, поэтические, чарующие своим предельно простым, но, в то же время, каким-то удивительно музыкальным языком, вос­ принимаются как стихотворения в прозе. Давняя дружба связывала поэта И. И. Молчанова-Сибирского с юным читате­ лем. Он был руководителем пионерской «базы курносых», детское творчество ко­ торых так сердечно оценил А. М. Горь­ кий и создал за четверть века своей пи­ сательской деятельности много произве­ дений для детей. Пионерская жизнь с ее сборами и походами, с ее дружбой и ре­ бячьими недоразумениями, ее романтика — вот главная тематика творчества МолчановаЮибирского. Недавно он напи­ сал небольшую поэму для детей «В го­ стях у Горького», но о ней речь впереди. Агнию Кузнецову и Оскара Хавкина юный читатель знает преимущественно как авторов книг о жизни школьников. Стремление не только освещать собы­ тия, но и возможно полнее раскрыть психологию подростка, вот что характер­ но для их творчества. То же углубление в душевный мир своих героев-школьни- ков, показ, как происходят большие пе- реломы в детских характерах, отличают произведения для юных читателей Юрия Сальникова. В числе литераторов, систематически пишущих для детей, можно назвать так­ же Н. Осинина, Е. Коронатову, М. Михе­ ева, И. Дворецкого и Н. Чебаевского, «сказочников» Н. Злывко и Н. Голови­ ну, интересного поэта Марка Сергеева. Следует с удовлетворением отметить.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2