Сибирские огни, 1958, № 5
тезирует язык прошлого и язык настоя щего, а не играет на «экзотических» осо бенностях языка давних времен. «Сюда, на Дон, — читаем мы в автор ском описании, — на широкое и дикое поле бежали с Руси смелые и мужест венные люди. Уходили холопы от же стокого боярина, бежали крестьяне, оставив свои домы и «жеребья» «впу сте», убоясь страшных побоев и истяза ний, спасаясь от хлебного неурода и го лода'. Немало было утеклецов с каторги, из острогов, из тюрем, — уносили бег лые свои «животы» от пыточного за стенка». Еще более покоряет читателя речь персонажей. При первом же своем по явлении на Дону и знакомстве с каза ками личность Ермака раскрывается в такой народной речи — точной, образ ной, афористичной, — что мы, почти ни чего еще не зная о нем, уже верим в его существование, уже предугадываем его значительность. Ермак говорит: «— Не боярин я и не ярыжка, не вор- ворющий, не целовальник и не бабий охальник... Бурлаком жил, «гусаком» в лямке ходил, прошел по волжскому, да по камскому бечевникам, все тальни ки да кусты облазил, в семи водах ку пался. Довелось и воином быть, врага- супостата насмерть бить, а каких кро вей — объявляюсь: под сохой рожен, под телегой повит, под бороной дождем крещен, а помазан помазком со сковоро ды. Эвось, какого я роду-племени!» Пословицы, поговорки, меткие рече ния, искони несущие в себе мудрость народного опыта, жизнерадостность, оптимизм русского человека, остроту его ума, пронизывают речь Ермака. Это не просто острые слова, использованные балагуром. Нет, они совершенно точно характеризуют человека из народа. С усмешкой и презрением говорит он о боярах и кляузниках-ярыжках. Здоровое атеистическое чувство сквозит в его иронической усмешке по поводу обряда крещения йростого человека («помазан помазком со сковороды»). Гордость тру женика, сознающего значение народа и себя, как представителя его, проявляет ся в его «послужном списке» бурлака и Воина. В народных речениях лучше все го сохранились все особенности языка, на котором говорили русские люди еще тысячу лет тому назад. И образный сло весный строй, броскость и точность выражений вновь переносят нас к дав нему времени, к его бытовому укладу, к особенностям общественных и личных отношений между людьми. Знакомясь с такой «самохарактеристикой» Ермака, гораздо легче понять его образ. Роман «Ермак» уже занял подобаю щее ему место в советской литературе. Е. Федоров — один из первооткрывате лей в изображении целой полосы жизни народной. Художественные' достоинства романа неоспоримы. Но в «Ермаке» есть просчеты и недостатки, правда, уже частного значения. В отдельных эпизо дах не все детали точны и продуманы, встречаются досадные смысловые и сти листические обмолвки, небрежности, весьма досадные в романе, глубоком и ярком. У каждого писателя есть свои излюб ленные мотивы и темы, свой голос. Певец Урала и Сибири — так с полным правбм можно назвать Евгения Алек сандровича Федорова, ибо избранную им тему освоения русским народом Урала и Сибири он разработал с замечатель ной полнотой и яркостью. Народ-воин, народ-созидатель, выписанный с боль шой любовью, во весь рост встает на страницах его произведений. Есть у Е. Федорова много картин и сцен, где любовь к родному народу рождает лирическое настроение высоко го напряжения. Но хочется обратить внимание читателя на образ пахаря, волнующий сердце художника в «Камен ном поясе» и «Ермаке», образ, вопло щающий в себе типические черты рус ского народа-созидателя. Когда дружина Ермака овладела си бирскими просторами, идущие вслед за ней крестьяне решились на невиданное для татар дело: сеять хлеб, заводить русские обычаи. После того, как сам Ермак и его сподвижники приложили свои руки к уручинам сохи, вышел на пашню сеятель, торжественно, строго стал разбрасывать семена. «С неба лилась журчащая песня ж а воронка. И так хорошо и благостно было на душе пахаря, что ему хотелось взойти на высокий бугор и крикнуть что есть силы: «Гляди, оживут семена, а с ними и Сибирь-сторонушка потеплеет! Э-гей, браты, на веки вечные сюда при шел пахарь: там, где прошла соха и легло доброе семя, никогда не сдвинуть Руси супостатам!» Вот где ощущается связь прошлого с современностью. Она — не в патети ческих, агитационных фразах, а в эпи ческом образе Сибири, куда на веки вечные пришел русский народ — народ- творец, народ-созидатель. О русских людях, о трудной и слав ной истории русского народа Е. Федоров написал произведения, значительные по своим познавательным и художествен ным достоинствам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2