Сибирские огни, 1958, № 5
бежное. Разгромлен и никогда уже не поднимется Кучум. Погиб его любимый сын Алей А далее татарский лучник со общил и то, что ожидал и чего боялся Алей: в битве с Сейдяком погибли семь сыновей Кучума. Картина трагического крушения вла стителей орды возникла потому, что в художественных образах воплотилась вся сложность жизни. Как бывает в са мой действительности, так произошло и в художественном произведении: случай ное и необходимое смешались. Случай ная гибель Алея выразила в себе неиз бежность гибели всей татарской орды. Если бы миновала его ногайская стрела, он все равно погиб бы в открытом бою против русских или против Сейдяка. И сколько образной убедительности в решении сюжетной ситуации: раньше по гибает тот, кто в мыслях своих обрек на смерть других. Трагичность крушения старого через такое столкновение необ ходимого и случайного, раскрытое в убе дительных подробностях, выявляется сильнее, чем в очень талантливом изображении последних дней Кучума, превратившегося в нищего, отвергнутого даже своим народом. Ермак жил и закреплял Сибирь за Русью в эпоху Ивана IV. И поскольку подвиг вожака казачьих дружин имел общегосударственное значение, писатель должен был решать и такую тему, как отношение Грозного к Ермаку и его де лу. Тема эта решена правильно. Царь по нимает, насколько важно укрепление го сударства на севере, и оказывает по мощь отважным казакам-землепрохюд- цам. Однако столь же важно выявление художником реальной роли Ивана IV как исторической личности. Мы знаем художественный образ Грозного в драматической повести А. Толстого, знаем меру его больших достоинств, как прогрессивного историче ского деятеля, собирающего Русь во едино, в могучее государство. Знаем и меру его слабостей, быть может, не сколько смягченную писателем, разру шавшим устойчивый карамзинский об раз царя-мучителя, царя-самодура и кро вопийцы. Перед Е. Федоровым уже не стояли задачи, вызвавшие полемический рису нок Ивана Грозного в произведении А. Толстого. Автор «Ермака» спокойно оценил реальный исторический контраст в помыслах и поступках Ивана IV. Вот перед нами мудрый государственный деятель, отчетливо осознававший, что война в Ливонии потребует всех сил на родных, и потому созвавший Земский собор на новых, демократических нача лах, с участием мелких дворян и служи лых людей Но вот и другой царь — неистовый, мстительный, в безудержном гневе казнящий за измену новгород ских бояр и митрополита, людей, не при частных к преступлениям. «Царь, во главе с опричниками, жег и громил Нов город... Мнительный и озлобленный Грозный казнил сотни людей, из кото рых большинство было ни в чем не по винно. Он не щадил ни женщин, ни де тей, ни старцев». Такой контраст неоднократно возни кает на многих страницах романа. Одна ко прошлое дается писателем не только во всей жизненной сложности, но и в раскрытии ведущей тенденции развития. Итог деятельности Ивана IV оценивает ся как положительный. Для того, чтобы исторические собы тия и их участники вошли в плоть и кровь романа, писатель должен быть на делен еще одним качеством. Мы имеем в виду глубочайшую веру и убежден ность писателя в том, что события прош лого действительно происходили, что их свидетели и участники в самом деле должны были чувствовать, думать, по ступать именно так, а не как-либо иначе. Во второй книге романа «Ермак» есть два интереснейших эпизода, которые как бы вводят нас непосредственно в лабо раторию художника, позволяют нагляд но представить себе, как в процессе творческого труда сила убеждения в ре альности прошлого овладевает писате лем. В одном из эпизодов рассказывается о том, как болезнь все больше и боль ше побеждала Ивана Грозного: «И в эти же самые дни, тревожась за свою судь бу, царь зазвал к себе во дворец до ше стидесяти знахарей и знахарок. Их при везли со всех концов русской земли — и с дальнего севера, и с Волги. Ходили смутные слухи, что прибывшие старцы- волхвы предрекли ему день смерти. Ошеломленный мрачным прорицанием, царь задумался о судьбе государства и долгие часы проводил в беседе с царе вичем Федором, указывал ему, что де лать». Выделенная нами фраза свидетельст вует о том, что писатель прекрасно зна ет цену легендам о царе Иване Василье виче и добродушно-иронически посмеи вается: да, возможно, что волхвы у царя были. Ну, а известие о роковом предсказании пусть останется на совести творивших легенду: «ходили смутные слухи...», а автор «Ермака» за них не отвечает. Но еще не дописав следующей стра ницы, Е. Федоров сам увлекся легендой, поверил народному сказанию. Для него уже нет и тени сомнения в том, что волхвы в самом деле предрекали смерть царю. В эпизоде, посвященном послед нему дню жизни Ивана Грозного, царь просыпается бодрым и предлагает обма нувших его волхвов закопать «живьем» в землю или сжечь на костре. В полной уверенности, что все происходило имен но так, писатель изобразил боярина Вельского, пришедшего в темницу к про рицателям. Один из них сказал от лица
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2