Сибирские огни, 1958, № 5
сти Ермака и его сподвижников совет ской исторической наукой. Политическая и эстетическая зрелость исторического романа определяется прежде всего тем, как в нем освещена роль народных масс. В советской литературе сложились богатейшие традиции создания истори ческого романа на подлинно научных ос новах. «Петр Первый» А. Толстого и «Степан Разин» С.-Злобина — велико лепные книги с точки зрения реальной оценки больших общественных деяте лей прошлого. А. Толстой показал и си лу, и слабость своего героя, высоту дер заний и реальные пределы для их осу ществления. Он правдиво воспроизвел и неизбежный разлад между действиями реформатора и объективным положени ем и возможностями русского народа. При всех своих глубочайших симпатиях к Степану Разину С. Злобин не скрыл ни элементов стихийности в крестьян ском движении, ни известных недостат ков в характере самого вожака крестьян ских масс. От этого не пострадало вели чие образов исторических деятелей. Одно из главных достоинств романа «Ермак» заключается в том, что Е. Фе доров, создавший свое произведение как раз в период оживленных споров вокруг смысла и значения государственного наследия Ивана IV, твердо, стоял на вер ных позициях, отрицая и отвергая ка кую-либо возможность прикрашивания или умаления прошлого. И это касалось не только личности царя, но и главного героя произведения — Ермака. Атаман ведет свои отряды в Сибирь, не зная о той великой исторической мис сии, которая выпадет им на долю. То, что он и участники его дружины недо вольны тяготами жизни на Дону, произ волом атаманов и богатеев,— это бес спорно. Поиски иной, справедливой жиз ни уже тогда лежат в основе деятельно сти Ермака. Но как в стремлениях само го казачьего люда еще много стихийно го, «разбойного», так и в походах Ерма ка на реку Урал и Волгу мы видим мно го еще далекого от тех исторических перспектив, которые открылись перед ним гораздо позже. Мы не собираемся пересказывать ро- ,ман и предлагаем самому читателю оце нить в этом плане многочисленные эпи зоды, включающие зарождение ермаков- ской дружины, ее походы, пребывание на службе Строгановых и т. д. Значение исторической личности Ер мака растет и укрепляется в самой прак тике его походов и складывается из мно гих очень сложных и важных объектив ных обстоятельств. Так, вопреки требо ваниям многих казаков пограбить наро ды Сибири, сама логика событий приво дит Ермака к убеждению: только воин ствующие орды сибирского хана Кучума действительно враждебны как к нему, так и ко всей Руси. Шить в мире с на родами, которых обирает Кучум^ это и означает служить интересам русской земли. Так оценивает свою деятельность Ермак в самые тяжелые, голодные вре мена, когда гибли казаки в суровой си бирской стороне и когда с отчаянием вопрошал казак Ильин: «Неужто так и будем умирать смиренно?» «— Надо жить! — твердым, как кре мень, голосом отозвался Ермак и реши тельно поднял голову.— Браты, не раз в бою мы одолевали смерть и всякий раз гнали ее отвагой. А сейчас без бою ло житься в студеную землю негоже. Вы жить должны мы! Шли сюда — казачье вершили дело, а достигли того, что Русь стала за нами. Замахнулись на одно, а свершили другое. Подвиг! — Он глубоко вздохнул и закончил властно: — Негоже нам умирать1 Нет смерти нашему делу!» Да, казаки шли в Сибирь искать себе вольной жизни, добывать «рухлядь». Ермак глубже, яснее других видел, как частное дело перерастает в народное, историческое. Жизненная практика под водила его к широкому пониманию со вершаемого. Пусть у многих других казаков такое понимание выражается смутно и борет ся со стремлением «разгуляться», про- ,явить удаль и добыть что-то для себя. Ш а майданах, которые не однажды про и с х о д я т на протяжении походов Ермака, сквозь разноголосицу споров пробивает ся главное стремление: идти вперед, разгромить врага, утвердить Русь в Си бири. Кольцо рассматривает сибирскии по ход как частное дело казачьей ватаги. Это он предлагает пограбить тархана, возмутить его родичей и плыть дальше. Он хочет забрать для себя в качестве военной добычи черноокую жену тарха на Юлдуз. Возражения Ермака во весь рост ри суют нам человека больших, подлинно исторических мыслей и дел: «Негоже нам, Иванко, бить каждого без_ разбору. Силушка наша не только в огненном бое и храбрости казачьей, а й в разум ном познании замыслов человека... З а шли мы в другое царство, и вижу, что государство это не единым духом и •плотью спаяно. Лоскутное царство! Сам видишь, вогулич Хантазей не пойдет за Кучума, а остяки тоже не шибко льнут к нему, да и татары не все воедино, каж дый норовит сам для себя, как бы уйти в сторону от Кучума. Вот и подумай над тем, Иванушка, как все это на свою пользу повернуть?» Можно поспорить, все ли мысли Ер мака удачно выражены в этом монологе. По всей видимости, выражение «лоскут ное царство» не мог употребить казачий вожак. Но то, что его монолог содержит в се бе смысл стратегии и тактики Руси эпо хи Ивана IV, что в нем выражен исто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2