Сибирские огни, 1958, № 5
исковеркана, изуродована беспощадным варварством Демидовых. Но ни один из них,— и это особо подчеркнуто писате лем ,— не сломился, не потерял высоко го достоинства человека, сознающего свою принадлежность к народу. И, быть может, самыми убедительными страни цами эпопеи в этом смысле являются те, что посвящены жизни и деятельности замечательных русских изобретателей Черепановых. Не случайно пристальное внимание писателя к их судьбе. Ефим и Мирон Черепановы как бы воплощают в себе ум, талант, смелость, изобретательность миллионов тружени ков, которым рабское состояние, беспре рывный каторжный труд, иссушающий душу и тело, не позволил раскрыть свои неиссякаемые творческие возможности. Есть огромный идейно-художественный смысл в том, что не заводчики, не уп равляющие, а простые русские люди разработали сложнейшую, разнообраз нейшую технологию уральского промыш ленного дела и первыми в мире изобрели «сухопутный пароход», т. е. паровоз. И это было достигнуто не с помощью «хозяев», не потому, что они осознали предстоящие выгоды гениальных изобре тений, а вопреки им, а часто и при пря мом их противодействии. Велики были открытия Черепановых, но они могли быть величайшими, если бы деспотизм, самодурство и ограниченность господ из дворянско-буржуазного общества не мешали им. С этой точки зрения долго летние усилия Ефима Черепанова, стре мящегося раскрепостить свою семью, приобретают большой смысл. Оковы, на детые на душу человека, всю жизнь не позволяли ему до конца проявить свои таланты и осуществить смелые замыс лы. И тем не менее все, что было созда но Черепановыми, не может не вызвать глубочайшего чувства национальной гор дости. Помимо изображения борьбы отдель ных героев против капиталистических хозяев, роман «Каменный пояс» содер жит страницы, рисующие народное вос стание под руководством Пугачева. Как показал Е. Федоров пугачевское восста ние? История народных волнений XVIII ве ка нам неизмеримо дороже повествова ния о возвышении и распаде семьи и де ла одного из крупнейших уральских ка питалистов. Большой «соблазн» ' нужно было преодолеть художнику, чтобы не увлечься во второй книге романа изоб ражением массовых выступлений рабо чего люда и крестьянства под руковод ством Пугачева Если их рисовать во всей широте, тема Каменного пояса была бы в них растворена. Все есть в романе Е. Федорова: и об щая характеристика восстания, и образ Емельяна Пугачева, и напряженные ба тальные картины, и казнь народного ру ководителя. Но все это дано с чувством художественной меры и органически вплетается в главное сюжетное русло. Соответствующие страницы второй кни ги еще раз'подтверждают важную эсте тическую истину: объемность произведе ния далеко не всегда зависит от изоби лия событий и характеров. Всем развитием сюжета, изображени ем народных характеров писатель подво дил нас к убеждению: если произойдет взрыв народных страстей, крепостные уральских заводов не останутся в сторо не. Пугачев еще сражался под Оренбур гом, а «с Каменного пояса приказчик Селезень прислал страшную весть: на заводах поднимались работные, покида ли работу и озлобленные уходили в1пу гачевские отряды». • Е. Федоров показал и силу, и одно^- временно слабость бунтов и восстаний работных людей и крестьян, ум и энер гию Пугачева и неподготовленность его к решению военных и политических за дач. Но сам факт могучего, как снеж ная лавина, движения —• свидетельство политической и моральной силы труже ников, их высокого национального до стоинства и залог будущих успешных боев за свободу. Неиссякаемый опти мизм масс нашел образное воплощение в великолепном, полном глубокого зна чения сказании о том, как ушел от сво ей погибели Пугачев. Этой верой в победу народа в его борьбе за свободу и проникнут роман «Каменный пояс». * * * Роман «Ермак» (1950— 1955 гг.) сконцентрировал в себе многолетний и многосторонний опыт писателя и являет ся, на наш взгляд, его лучшим произве дением. Автор «Ермака» находился в более выгодных обстоятельствах, чем некото рые исторические романисты. Дело в том, что история Ермака начала созда ваться примерно в те годы, когда еще были свежи следы его походов, когда еще жил его сподвижник и друг Гаврила Ильин и другие участники казачьих по ходов в Сибирь. Затем епископ Киприан собрал богатейший материал, составив ший основу так называемой Сибирской летописи. Достоверность большинства фактов и событий, сообщенных летопис цу простыми русскими людьми, не под лежит сомнению, и Сибирская летопись поэтому неизмеримо более ценна, чем последующие за ней летописи Строга новская, Кунгурская, Есиповская, Реме- зовская, Черепановская, а тем более ле тописные «своды» и «повести», возник шие уже в XVII и XVIII веках. Е. Федоров ничего не растерял из то го драгоценного наследия, которое со хранил «в своей памяти народ и которое составило основу для оценки деятельно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2