Сибирские огни, 1958, № 5

ки» (книга вторая) — заголовки, пред­ полагающие, что в жизни Урала важ­ нейшее место займет история демидов­ ского рода И, наконец, книга третья «Хозяин каменных гор» раскрывает ав­ торское «задание» — противопоставить Анатолию Демидову подлинного хозяина Урала — народ. В финале романа эта идея специально подчеркнута лирико- эпическим отступлением. Разумеется, иногда бывают неудач­ ные заголовки в хороших книгах. Но в данном случае заголовки, не снимая больших удач автора, обнаруживают серьезные неувязки в общем замысле ху­ дожника. Мы еще будем говорить об изображении народных масс в эпопее «Каменный пояс» и заранее выразим удовлетворение в связи с тем, что в пер­ вых двух книгах Демидовы вполне за­ кономерно занимают центральное место. В третьей книге просчет писателя Bbipaj- зился в чрезмерном увлечении историеи демидовского рода, в увлечении, остав­ шемся весьма стойким и тогда, когда биография потомков Никйты-старшего - Николеньки и Анатолия Демидовых — складывалась уже далеко от Каменного пояса, и когда на судьбы работных лю­ дей главное влияние оказывали уже уп­ равляющие заводами, вроде пана Кожу­ ховского. И вот в романе появились характеры и события, во многом интересные сами по себе, но уже не имеющие прямой, ^орга­ нической связи с главной авторской иде­ ей. Сюжет, в котором с особой силои проявляется воля художника к концент­ рации содержания, к формированию ти­ пических персонажей, начал развиваться по далеким боковым линиям, подчас сохраняя лишь формальную связь с Ка­ менным поясом. Когда в первых двух книгах сложно перемежающиеся сюжетные линии при­ ковывали наше внимание то к жизни ра­ бочих на уральских заводах, то к пуга­ чевскому восстанию, то к жизни цар­ ского двора и встречам Демидовых с царем Петром, а затем с царицей Екате­ риной, мы воспринимали это как нечто естественное. Судьба Урала, его труже­ ников,. да и самих Демидовых во многом зависела от общего развития России, от политики ее самодержавных властите­ лей. А в третьей книге многие сюжет­ ные направления оказываются случай­ ными, После того, как мы познакоми­ лись с таким колоритным типом, как Прокофий Демидов, рассказ о дегенера­ те Анатолии Демидове оказывается пов­ торением пройденного. Только стремле­ нием автора во что бы то ни стало до­ вести до конца повествование об ураль­ ских властителях можно объяснить раз­ бухание последней книги. Вместо крат­ ких ссылок на общий фон жизни России Е. Федоров попытался нарисовать его широко и обстоятельно. В результате из-за огромного количества событий и лиц ему не удалось сказать о военных столкновениях России с Турцией, о ве­ дущих русских полководцах Потемкине, Суворове, Кутузове больше и лучше, чём было сказано до него другими исто­ рическими романистами. Зато в третьей книге далеко недоста­ точно материала о жизни самого Урала. Хотя фабула романа доведена до 1870 г., об открытых выступлениях ра­ бочих против своих угнетателей, особен­ но усиливавшихся в XIX веке, сказано глухо и торопливо. Между тем автор мог бы поступить иначе. Ведь работные люди, их думы, заботы, дела, их трагическое положение и страстная борьба против промышлен- ников-крепостников в пору зарождения и. расцвета демидовского дела (главным образом в XVIII веке) получили в произ­ ведении убедительное образное вопло­ щение. Сенька Сокол, испытавший все муки, какие только может вытерпеть человек, сам отрубивший себе руку топором, что­ бы уйти из демидовской неволи; заму­ ченный пытками и голодом раскольник, обреченный на смерть за то, что отыс­ кал ценную руду и мог кому-нибудь про­ говориться; кержак, живым замурован­ ный в стену за дерзкое отношение к Никите Демидову; тысячи башкир, сог­ нанных с земли, понадобившейся ураль­ скому промышленнику; закрепощенные на работной каторге крестьяне, бежав­ шие от каторги деревенской, помещи­ чьей; несчастные доменщики Гордей и его дочь-служанка, отказывавшаяся удовлетворить прихоть Никиты Демидо­ ва; талантливый крепостной скрипач Андрейка, выученный в Италии мастер­ ству, а потом подвергнутый порке, «что­ бы не возвеличивался»,— 'народные ха­ рактеры десятками выступают в романе, и у каждого своя судьба, как правило, — горькая, трудная, мучительная. Картина бедствий и горя народного поучительна не только потому, что изоб­ ражает правду жизни, но и потому, что вызывает чувства и мысли о стойкости и могучей силе русского народа. Каким неиссякаемым мужеством должны были обладать люди, чтобы вытерпеть все смертные муки и не только не склонить головы, но продолжать борьбу! Роман заканчивается примечательны­ ми строками; «Хозяином Каменного пояса был, есть и будет во веки веков трудящийся русский человек! Только он подлинный хозяин и творец на этой див­ ной земле!». Это у Е. Федорова не дек­ ларация. Вся эпопея от первой до пос­ ледней страницы пронизана убеждением, что русские люди, до последней своей кровинки русские, черпают свою гор­ дость, свое великое достоинство в пони­ мании своего исторического назначения как созидателей, творцов всех благ и ценностей. Жизнь многих героев из народа была

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2