Сибирские огни, 1958, № 5
ки» (книга вторая) — заголовки, пред полагающие, что в жизни Урала важ нейшее место займет история демидов ского рода И, наконец, книга третья «Хозяин каменных гор» раскрывает ав торское «задание» — противопоставить Анатолию Демидову подлинного хозяина Урала — народ. В финале романа эта идея специально подчеркнута лирико- эпическим отступлением. Разумеется, иногда бывают неудач ные заголовки в хороших книгах. Но в данном случае заголовки, не снимая больших удач автора, обнаруживают серьезные неувязки в общем замысле ху дожника. Мы еще будем говорить об изображении народных масс в эпопее «Каменный пояс» и заранее выразим удовлетворение в связи с тем, что в пер вых двух книгах Демидовы вполне за кономерно занимают центральное место. В третьей книге просчет писателя Bbipaj- зился в чрезмерном увлечении историеи демидовского рода, в увлечении, остав шемся весьма стойким и тогда, когда биография потомков Никйты-старшего - Николеньки и Анатолия Демидовых — складывалась уже далеко от Каменного пояса, и когда на судьбы работных лю дей главное влияние оказывали уже уп равляющие заводами, вроде пана Кожу ховского. И вот в романе появились характеры и события, во многом интересные сами по себе, но уже не имеющие прямой, ^орга нической связи с главной авторской иде ей. Сюжет, в котором с особой силои проявляется воля художника к концент рации содержания, к формированию ти пических персонажей, начал развиваться по далеким боковым линиям, подчас сохраняя лишь формальную связь с Ка менным поясом. Когда в первых двух книгах сложно перемежающиеся сюжетные линии при ковывали наше внимание то к жизни ра бочих на уральских заводах, то к пуга чевскому восстанию, то к жизни цар ского двора и встречам Демидовых с царем Петром, а затем с царицей Екате риной, мы воспринимали это как нечто естественное. Судьба Урала, его труже ников,. да и самих Демидовых во многом зависела от общего развития России, от политики ее самодержавных властите лей. А в третьей книге многие сюжет ные направления оказываются случай ными, После того, как мы познакоми лись с таким колоритным типом, как Прокофий Демидов, рассказ о дегенера те Анатолии Демидове оказывается пов торением пройденного. Только стремле нием автора во что бы то ни стало до вести до конца повествование об ураль ских властителях можно объяснить раз бухание последней книги. Вместо крат ких ссылок на общий фон жизни России Е. Федоров попытался нарисовать его широко и обстоятельно. В результате из-за огромного количества событий и лиц ему не удалось сказать о военных столкновениях России с Турцией, о ве дущих русских полководцах Потемкине, Суворове, Кутузове больше и лучше, чём было сказано до него другими исто рическими романистами. Зато в третьей книге далеко недоста точно материала о жизни самого Урала. Хотя фабула романа доведена до 1870 г., об открытых выступлениях ра бочих против своих угнетателей, особен но усиливавшихся в XIX веке, сказано глухо и торопливо. Между тем автор мог бы поступить иначе. Ведь работные люди, их думы, заботы, дела, их трагическое положение и страстная борьба против промышлен- ников-крепостников в пору зарождения и. расцвета демидовского дела (главным образом в XVIII веке) получили в произ ведении убедительное образное вопло щение. Сенька Сокол, испытавший все муки, какие только может вытерпеть человек, сам отрубивший себе руку топором, что бы уйти из демидовской неволи; заму ченный пытками и голодом раскольник, обреченный на смерть за то, что отыс кал ценную руду и мог кому-нибудь про говориться; кержак, живым замурован ный в стену за дерзкое отношение к Никите Демидову; тысячи башкир, сог нанных с земли, понадобившейся ураль скому промышленнику; закрепощенные на работной каторге крестьяне, бежав шие от каторги деревенской, помещи чьей; несчастные доменщики Гордей и его дочь-служанка, отказывавшаяся удовлетворить прихоть Никиты Демидо ва; талантливый крепостной скрипач Андрейка, выученный в Италии мастер ству, а потом подвергнутый порке, «что бы не возвеличивался»,— 'народные ха рактеры десятками выступают в романе, и у каждого своя судьба, как правило, — горькая, трудная, мучительная. Картина бедствий и горя народного поучительна не только потому, что изоб ражает правду жизни, но и потому, что вызывает чувства и мысли о стойкости и могучей силе русского народа. Каким неиссякаемым мужеством должны были обладать люди, чтобы вытерпеть все смертные муки и не только не склонить головы, но продолжать борьбу! Роман заканчивается примечательны ми строками; «Хозяином Каменного пояса был, есть и будет во веки веков трудящийся русский человек! Только он подлинный хозяин и творец на этой див ной земле!». Это у Е. Федорова не дек ларация. Вся эпопея от первой до пос ледней страницы пронизана убеждением, что русские люди, до последней своей кровинки русские, черпают свою гор дость, свое великое достоинство в пони мании своего исторического назначения как созидателей, творцов всех благ и ценностей. Жизнь многих героев из народа была
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2