Сибирские огни, 1958, № 5
бы «превратил» Никиту сразу в злодея и преступника. С самого начала до конца дней своих озабочен Никита мыслью о военном мо гуществе России, о том, чтобы у нее были хорошие пушки, ядра и чтобы де мидовское заводское клеймо славилось во всем мире. Но это не может развеять тягостного впечатления от образа перво накопителя. Уже в его деятельности, свирепой и беспощадной, основанной на самом деспотическом использовании труда крепостных, ощутим был застой и оскудение Урала, о котором писал В. И. Ленин. Вот каким стал Никита к концу своей жизни: «Как всегда, он вставал рано, •умывался студеной водой, садился в те лежку и ехал на заводы. Старик стал сух, легок; сердце его осталось глухим и суровым: на работе за нерадивость Ни кита бил кабальных костылем. В трои цын день в лесных дачах по его указу запороли двух углежогов за то, что они не управились к сроку с пожогом угля. Чтобы замести следы, их повесили на березах, наводя думки на самоубий ство. Скупость росла, как ржа, с каж дым днем. Всякую заваль подбирал Ни кита на дорогах и сносил в горницу. Ночью старик спал тревожно: все боял^ ся воров. В полночь, вставал, обходил заплот, дразнил псов: «Злее будут». Сюжетная линия романа, связанная с возникновением и первым этапом дея тельности рода Демидовых, заверши лась. Жизнь Никиты Демидова уже ока залась отмеченной темными пятнами разложения, распада. Ничего не оста лось от прежнего тульского самопальщи ка. И виной этому не приход старости. Ржа наживы выела его душу, иссушила сердце, превратила в «скупого рыцаря», потерявшего здравую меру оценки своих богатств. В двух книгах «Каменного пояса» — «Демидовы» и «Наследники» — прони цательно и талантливо показан этот про цесс оскудения и разложения семьи виднейшего уральского промышленника, показан не прямолинейно, не дидактиче ски, а во всей е,го сложности. Одно из главных жизненных противоречий со стоит в том, что богатства у демидовских потомков не уменьшаются, а владетели их, усвоив от своего родоначальника все замашки властелина-крепостника, не получили в дар его талантов и начали терять человеческий облик, превраща ясь в шутов и идиотов. Распад рода Демидовых идет извили стым путем. Так, внук Никиты Демидо ва — Никита-младший — пытается сле довать традициям деда и, хотя является фигурой более мелкой, все же разумнее, чем другие, управляет своими владения ми. Однако не он отражает главную тен денцию, а Порфирий Акинфиевич. Вся его жизнь — цепь диких, нелепых и все гда опасных выходок. В них — сложная смесь буйства и ханжества, свирепости и произвола. Самую глубокую характе ристику Порфирию Демидову дает ста рый Горщик, услышавший от молодого рудокопа весть о смерти «хозяина»: «Малоумный и суматошный чело век был! От крепкого и сильного корня да вдруг выродок вышел. Дед Никита Демидов кряж был, ума палата, хоть и жесток, а внучек недоносок, юродивый, одно слово — пузырь! — Отчего так? — удивился молодой рудокоп. — Известно, отчего! ■— спокойно и твердо ответил горщик.— Закон правды таков: честный труд просветляет челове ка, и разум его1в работе крепнет. Без дельника и паразита ржа ест!» В третьей книге эпопеи — «Хозяин каменных гор» •— мы узнаем, как съела ржа Анатолия Демидова, превративше гося в паразита-рантье. Он даже пере стал быть русским, присвоив себе имя князя Сан-Донато. Вся эта история зарождения и круше ния рода Демидовых политически и ху дожественно раскрыта очень верно. И тем не менее, именно с ней связан суще ственный недостаток большого произве дения. Нельзя избавиться от представления о том, что огромные размеры романа «Ка менный пояс» — следствие не только широчайшего охвата исторического ма териала, но и явного его «перерасхода». Такое убеждение выражено многими чи тателями, и оно совершенно правильно. Вот почему уместно поставить проблему о реальных границах исторического про изведения, о сюжете и его значении в от боре типических явлений жизни и типи ческих характеров. В «Каменном поясе» немало эпизодов, событий, убрав которые, его автор не нарушил бы сюжетного развития, но представление о жизни в ее индивиду альном, конкретном выражении было бы беднее. Однако должны быть грани цы, устанавливающие различие между художественным произведением и сфе рой непосредственной действительности, заинтересовавшей художника. Искусст во, как известно, не может быть простым механическим повторением жизни, оно изображает действительность в обобщен ном, концентрированном виде. В нем всегда действует закон типизации. Та кие обязательные границы в некоторой степени нарушены в «Каменном поясе». Известное противоречие проявилось уже в самом замысле Е. Федорова. Его роман носит название «Каменный пояс» —■ заголовок ко многому обязывающий. Он означал, что автор ставит своей зада чей дать художественную историю Ура ла, его людей. Названия трех книг не во всем соответствуют такому намерению. «Демидовы» (книга первая), «Наследни ц у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2