Сибирские огни, 1958, № 5
соко в эпоху зачаточного развития евро пейского капитализма, послужило причи ной упадка Урала в эпоху расцвета ка питализма»1. Эта итоговая оценка содержит в себе весь смысл народной трагедии, историю горестных судеб миллионов людей, вы несших на своих плечах страшные тяго ты свирепого капитализма первоначаль ной поры. В. И. Ленин выявил основной конфликт, сопровождавший возвышение и падение промышленного Урала,— кон фликт между трудовым народом, с од ной стороны, и купцами, промышленни ками, дворянами-чиновниками и возглав ляющей их царской самодержавной вла стью _ с другой. Изучая жизнь Урала и Сибири, Е. Федоров увидел этот конф ликт в первую очередь. Изображение гигантских социальных битв между на рождающимся рабочим классом и родо начальниками русского капитализма определяет идею «Каменного пояса». Три поколения уральских богачей Деми довых проходят перед нами, а это глав ное противоречие — социальный конф ликт — развертывается в различных вариациях, обусловливая композицион ное и сюжетное своеобразие повествова ния, вызывая самые разнообразные вза имосвязи и столкновения героев, драма тическую, а во многих случаях и траги ческую борьбу. Начали Демидовы свое дело при Петре I, а десятилетия спустя, уже во времена царствования Павла I, Николай Никитич Демидов, представитель тре тьего поколения промышленной дина стии, в беседе с тульским дедом-оружей ником пытается доказать силу и значе ние «опекателей» народа, их «великую роль» в развитии русского государства. От имени всего народа отвечает ему «ра ботный человек»: «— Да будет тебе ведомо, хозяин, что живет и богатеет наша держава от вели ких трудов простого русского челове- ка!» М. Горький в «Фоме Гордееве» и «Де ле Артамоновых» вывел галерею рус ских капиталистов различных поколе ний, живших в период от эпохи кресть янской реформы вплоть до великих ре волюционных событий 1917 г. Он худо жественно доказал, что разложение про мышленных династий, измельчание, мо ральное оскудение заводчиков и фабри кантов из поколения в поколение — итоги неумолимого действия не биологи ческих, а общественных, политических законов. Этот процесс развития русского капи талистического класса и одновременного загнивания, предрекавшего его гибель и неизбежность народных революций, Е. Федоров проследил, идя в глубь вре мен. ' В . И. Л е н и н . Р а з в и т и е к а п и т а л и з м а в Р о с с и и . Собр. соч., т. 3, стр. 424. В романе А. Толстого «Петр Первый», а затем в произведении Ю. Германа «Россия молодая» очень хорошо показа на прогрессивная реформаторская дея тельность царя Петра I. Е. Федоров не ставил своей целью опровергать все по ложительное в делах Петра I. Он не «ухудшал» историю. Но его, как ху дожника, больше, чем других наших пи сателей, заинтерсовала варварская сто рона реформаторских усилий царя. Та кой поворот темы романа не может оспа риваться еще и потому, что писатель увидел не только темное и отрицатель ное, но и то 'положительное, что опре делило дальнейшее экономическое, по литическое и культурное развитие Рос сии. Один из самых интересных образов романа — Никита Антуфьев—тульский кузнец, основатель рода Демидовых. Вначале это простой кузнец, мастер сво его дела, умелец, а затем — всесильный владыка, жесточайший враг того самого народа, из которого он вышел. «Никита был столь любознателен, что в скором времени сам научился все де лать. Был он лих и горяч в работе. Су ровые денечки выпали ему в Кузнецкой слободе, но могучий характер да золо тые руки выручили кузнеца Антуфьева. Работа у тульских самопальщиков. ■— напряженная, все силушки выматыва ла... Батя Демид Григорьевич не выдер жал каторжной работы, вскоре занеду жил и помер. Остался один Никита в Ту ле, но не сдался, крепко вгрызся в рабо ту. Отличался он от других своих това рищей искусством да яростью в деле. Свирепо хотел выбиться в люди. Хорошо оглядевшись и скопив небольшие день ги, Никита понемному стал скупать ору жейные части, а то сдавать работенку и наживаться...» Прародитель капиталистической дина стии, получивший от Петра I фамилию Демидова, Никита Антуфьев вышел из среды народа. «Могучий характер», «ярость в деле» -— все это получил Ни кита от народа. А стремление выбиться, встать над другими, превратиться в «хозяина» —■итог не только личного честолюбия, но и действия объективных условий изначальной поры вызревания капиталистических отношений, очень вы годных для людей холодных, расчетли вых, эгоистических: если хочешь «вы биться в люди», заставь других работать на себя, подави в себе совестливость труженика, стань беспощадным и свире пым. И в портрете Никиты Антуфьева подчеркнута главная черта: не личный труд, не искусство оружейника превра тили его в , промышленника, а уменье присвоить себе плоды работы других мастеров. Искусство портрета должно сочетать ся с искусством развития сюжета и рас крытия характера в движении. Е. Федо ров погрешил бы против истины, если
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2