Сибирские огни, 1958, № 5

Бондарев был также одним из ини­ циаторов устройства искусственного оро­ шения пахотных угодий. Еще в шести­ десятых годах иудинский крестьянин Кузьма Бодягин провел из речки Кын- дырлы на пашню в степь небольшую ка­ навку для водопоя лошадей. Затем, рас­ ширив канавку, он использовал ее для обводнения сенокосного луга. Бондарев ло-советовал односельчанам проводить канавы не только для водопоя лошадей и обводнения сенокосных угодий, но и для орошения посевных площадей. При этом он ссылался на опыт древних на­ сельников края, от которых в наследие остались в долине Абакана многоверст­ ные старинные «чудские» каналы. Сам он «нивелировал» землю длин­ ным деревянным желобком. В результате его настойчивости в де­ ревне быстро привилось искусственное орошение пашен. Засухи, столь обычные в этих краях, стали не страшны, и де­ ревня Иудина вскоре стала крупным по­ ставщиком великолепной пшеницы для Минусинска, Красноярска и богатых зо­ лотых приисков по рекам Балыксе, Кы- .засу, Узунжулу. Последние годы жизни полубольной ^Бондарев посвятил увековечению своего •завещания. На двух огромных курган­ ных каменных плитах он несколько лет аподряд высекал железным молотком выдержки из своего сочинения и нака­ зы-изречения для будущих читателей. Плиты с надписями он огородил креп­ чайшей лиственничной оградой, сам за- 'ранее выкопал себе могилу, сделал гроб и посадил внутри ограды несколько то­ полей. У будущей могилы он поставил ■стол с выдвижным ящиком, в котором завещ ал положить экземпляр своей ру­ кописи, чтобы его могли читать все же­ лающие. К великому сожалению, не нашлось людей, которые бы сохранили в непри­ косновенности могилу Бондарева. По­ следнюю плиту с его надписями-изрече­ ниями директор школы Померанцев уложил в фундамент строящейся в Иудиной новой школы... Деревня, где жил и умер Т. М. Бон­ дарев, давно выросла в большое село Иудино. Осенью 1957 года колхозники ■возбудили ходатайство о переименова­ нии села. Тимофею Михайловичу в селе поставлен памятник с надписью: «Тимофей Михайлович Бондарев (1820—1898 гг.). Писатель-борец за счастье бедняцкого крестьянства Сибири — первый учитель крестьянских детей». Так увековечена память «верного и нелицемерного ходатая» по народным делам. Если вспомнить, в какой оскорбитель­ ной, унизительной форме закреплено бы­ ло за деревней название «Иудина», то переименование села покажется особен­ но знаменательным. Первые переселен­ цы, приехавшие в этот плодородный, живописный край, были обрадованы и очарованы его прекрасными природны­ ми условиями. Свою радость они и вы­ разили, назвав основанную ими деревню «Обетованной»... Енисейский губернатор, узнав об ос­ новании «Обетованной» ссыльными-ло- селенцами, сектантами-субботниками, усмотрел в этом кощунство и поругание православной веры и приказал переиме­ новать «Обетованную» в «Иудину»... Один колхозник села Иудино (имя его осталось неизвестным) заявил поэту Ивану Ерошину, члену комиссии, вскры­ вавшей в 1940 году могилу Бондарева, следующее: «...А ты, товарищ, скажи там началь­ ству, чтоб могилу-то огородили. А еще, если можно, село его именем назвали. Неладное прозвание у нас — Иудино. А что такое Иуда? Известно — преда­ тель. Вспоминать о предателях не стоит. Их надо из колхозной памяти совсем из­ влекать...» Односельчане Бондарева чтут память об этом замечательном человеке. С обнаженными головами советские люди будут стоять на восстановленной могиле неукротимого крестьянина, этого под­ линного друга народа, будут читать его гневные обличительные слова против социальной неправды. Верим, что слова, высеченные Бон­ даревым на камне и замурованные в фундаменте здания, будут возрождены отлитыми в металле... И еще одно пожелание — пусть к шестидесятилетию со дня смерти Бонда­ рева (16 ноября 1958 г.) будет написана и издана хорошая, простая книга о нем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2