Сибирские огни, 1958, № 5
Бондарев был также одним из ини циаторов устройства искусственного оро шения пахотных угодий. Еще в шести десятых годах иудинский крестьянин Кузьма Бодягин провел из речки Кын- дырлы на пашню в степь небольшую ка навку для водопоя лошадей. Затем, рас ширив канавку, он использовал ее для обводнения сенокосного луга. Бондарев ло-советовал односельчанам проводить канавы не только для водопоя лошадей и обводнения сенокосных угодий, но и для орошения посевных площадей. При этом он ссылался на опыт древних на сельников края, от которых в наследие остались в долине Абакана многоверст ные старинные «чудские» каналы. Сам он «нивелировал» землю длин ным деревянным желобком. В результате его настойчивости в де ревне быстро привилось искусственное орошение пашен. Засухи, столь обычные в этих краях, стали не страшны, и де ревня Иудина вскоре стала крупным по ставщиком великолепной пшеницы для Минусинска, Красноярска и богатых зо лотых приисков по рекам Балыксе, Кы- .засу, Узунжулу. Последние годы жизни полубольной ^Бондарев посвятил увековечению своего •завещания. На двух огромных курган ных каменных плитах он несколько лет аподряд высекал железным молотком выдержки из своего сочинения и нака зы-изречения для будущих читателей. Плиты с надписями он огородил креп чайшей лиственничной оградой, сам за- 'ранее выкопал себе могилу, сделал гроб и посадил внутри ограды несколько то полей. У будущей могилы он поставил ■стол с выдвижным ящиком, в котором завещ ал положить экземпляр своей ру кописи, чтобы его могли читать все же лающие. К великому сожалению, не нашлось людей, которые бы сохранили в непри косновенности могилу Бондарева. По следнюю плиту с его надписями-изрече ниями директор школы Померанцев уложил в фундамент строящейся в Иудиной новой школы... Деревня, где жил и умер Т. М. Бон дарев, давно выросла в большое село Иудино. Осенью 1957 года колхозники ■возбудили ходатайство о переименова нии села. Тимофею Михайловичу в селе поставлен памятник с надписью: «Тимофей Михайлович Бондарев (1820—1898 гг.). Писатель-борец за счастье бедняцкого крестьянства Сибири — первый учитель крестьянских детей». Так увековечена память «верного и нелицемерного ходатая» по народным делам. Если вспомнить, в какой оскорбитель ной, унизительной форме закреплено бы ло за деревней название «Иудина», то переименование села покажется особен но знаменательным. Первые переселен цы, приехавшие в этот плодородный, живописный край, были обрадованы и очарованы его прекрасными природны ми условиями. Свою радость они и вы разили, назвав основанную ими деревню «Обетованной»... Енисейский губернатор, узнав об ос новании «Обетованной» ссыльными-ло- селенцами, сектантами-субботниками, усмотрел в этом кощунство и поругание православной веры и приказал переиме новать «Обетованную» в «Иудину»... Один колхозник села Иудино (имя его осталось неизвестным) заявил поэту Ивану Ерошину, члену комиссии, вскры вавшей в 1940 году могилу Бондарева, следующее: «...А ты, товарищ, скажи там началь ству, чтоб могилу-то огородили. А еще, если можно, село его именем назвали. Неладное прозвание у нас — Иудино. А что такое Иуда? Известно — преда тель. Вспоминать о предателях не стоит. Их надо из колхозной памяти совсем из влекать...» Односельчане Бондарева чтут память об этом замечательном человеке. С обнаженными головами советские люди будут стоять на восстановленной могиле неукротимого крестьянина, этого под линного друга народа, будут читать его гневные обличительные слова против социальной неправды. Верим, что слова, высеченные Бон даревым на камне и замурованные в фундаменте здания, будут возрождены отлитыми в металле... И еще одно пожелание — пусть к шестидесятилетию со дня смерти Бонда рева (16 ноября 1958 г.) будет написана и издана хорошая, простая книга о нем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2