Сибирские огни, 1958, № 5
вечно чужие труды пожирает, да и при том только под видом денег, а на самом . деле кровь с бедных людей высасыва е т» . .. «Семидесятилетние старики и старухи нагнуться не могут, на коленях полза ют, а жнут... Семилетние дети также по возможности своей помогают. А у вас, дармоедов, тридцати лет как бы ходит здоровый мужчина и весь свой век, за ложивши руки в карманы, припевает да присвистывает и ждет, когда эти бедные страдальцы положат, ему в рот кусок хлеба»... С горечью говорит Бондарев: «Было л и от начала века, кто бы получил за хлебное трудолюбие' и искусство награ ду? Не было! А если и получали, то только те, которые по тысяче десятин .засевали чужими руками, а сами одним перстом не прикасались к этим трудам: те получали и получать будут; из бед ных же людей, у которых до десятка де тей малых, отец и мать дряхлые стари ки, и они их кормят, да еще из одного и продают частицу на подати и другие до машние надобности, получали ли из них хотя бы из тысячи один? Нет!» - Как бы счастлив был многострадаль ный автор «Трудолюбия и тунеядства», -если бы он видел, как осуществляются ньгне его мечты о том, как «рука време ни все это переменяет и верхнее на низ, а нижнее — на верх перевертает»... Любопытными словами рисует Бонда рев, почему он начал писать. ...«Имел ли я при этом корыстную цель? Нет, я оставался в той надежде, что загонят меня за это туда, где и Макар телят не пас. А что меня к этому понудило? Лю бовь к человечеству...» Какая-то неви димая рука вличот меня ниволею к это му; ни днем, ни ночью не дает мне по коя, толкает меня под бока и настойчиво понуждает: пиши вот то и то, пиши вот так и так. Я то и сё, пячусь назад, не хочу писать, а она одно и то же: пиши! Вот и пишу...» Все попытки Тимофея Михайловича ■ напечатать свой труд оканчивались не удачами. Ему помог случай. Записки прочитал основатель Минусинского му зея Николай Михайлович Мартьянов, посоветовавший Бондареву отправить сочинение Г. И. Успенскому или Л. Н. Толстому. Впервые рукопись Бондарева в крат ком изложении попала к Г. И. Успен скому, и он использовал ее в своей ста тье «Трудами рук своих», напечатанной в журнале «Русская мысль», (1884 г., № 11). „ „ В 1885 году врач Василии Степано вич Лебедев, отбывавший ссылку в Ми нусинске, отправил рукопись JI. Н. Тол стому через редакцию «Русской мысли». Лев Николаевич был поражен, по его словам, оригинальностью, яркостью и смелостью труда Бондарева и впослед ствии писал о нем: «...Истинный и нуж ный ход мысли в наше время Бондарев излагает в своем труде с такой необык новенной силой, ясностью и убеждением, с которой никто не излагал его...» В 1889 г. вторая, более полная ру копись была снова направлена через од ного ссыльного, возвращающегося из Сибири, Г. И. Успенскому. Но он уже был тяжело болен и этот материал не использовал. Л. Н. Толстой предпринял несколько попыток напечатать труд Бондарева в России. В 1886 году он передал его со своей статьей журналу «Русское богат ство». Цензура запретила печатать это «опасное» сочинение. Через два года по ходатайству Льва Николаевича труд Бондарева был поме щен в журнале «Русская старина», но света не увидел, так как был вырезан цензурой. В сокращенном виде, в том же 1888 году, сочинение Бондарева было напечатано в еженедельном журнале «Русское дело» (№ 12, 13). Эти номе ра журнала были конфискованы. Тогда Толстой решил издать книгу за границей. Он поручил гувернантке Тол стых с помощью дочери Марии Львов ны перевести сочинение Бондарева на английский язык. Однако это издание цо' каким-то причинам не состоялось. Труд Бондарева был переведен на французский язык и полностью издан в 1890 г. в Париже журналистом Аме- деем Пажесом, брату которого Эмилю Пажесу Толстой передал рукопись в Москве. Амедей Пажес написал для кни ги обширное предисловие. В нее вошел и этюд Толстого «Труд и теория Бонда рева». Средства на издание книги во Франции предоставил известный иссле дователь Сибири И. М. Сибиряков. В 1906 году Толстой еще раз пред принял попытку напечатать сочинение Бондарева в России. По просьбе Льва Николаевича Ив. Ив. Горбунов-Посадов опубликовал его в издательстве «По средник». Несмотря на цензурное за прещение продажи, часть издания попа ла в руки читателей и в некоторые биб лиотеки. О влиянии социальных идей Бондаре ва на Толстого имеется значительный материал. Лев Николаевич пишет в авт густе 1885 г. в Минусинск В. С. Лебе деву, пославшему рукопись Бондарева: «...Мое мнение, что вся русская мысль... с тех пор, как она выражается, не про извела со своими университетами, ака демиями, книгами и. журналами ничего подобного по значительности, силе и ясности тому, что высказывали два му жика — Сютаев и Бондарев. Это не шут ка и не интересное проявление мужиц кой литературы, а это событие в жизни не только русского народа, но и всего человечества. Вчера я прочел эту ру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2