Сибирские огни, 1958, № 5
зубок сказывал. Про власть-то и про правду он лучше попов знал и подальше их умом заглядывал. В библию-то он не во всю верил. Но сколь разов я от него слыхал, что там он два великих закона отыскал; первый закон — это в поте лица ешь свой хлебушко, а второй закон — это не сотворяй себе кумиров. Вот и не сотворял он себе кумиров, а только чистую правду резал и никому не кла нялся из богатых да сильных; а хле бушко свой добывал великим трудом, в сам-деле, в поте лица... В ссылку в Сибирь родителя с семей ством сначала пешком гнали; до Казани дошли, а тут уж и обессилели — и сами и дети. От Казани нас на телеге повез ли. Мукоты было горе-горькое, пока по этапу страдовали. Вот и очутились в на шей Юдиной... Сведения, сообщенные об отце Дани илом Тимофеевичем, не расходятся с тем, что известно из сочинений Тимофея Михайловича, из его писем и из мате риалов, опубликованных другими ли цами. Действительно, Тимофей Михайлович Бондарев, родившийся в 1820 году, из родного села Михайловского (Новочер касская область) был сослан помещиком на Северный Кавказ, в Кубанский полк, пробыл там около десяти лет, до 1865 года; сидел около двух лет в Лабинской тюрьме и в 1867 г. военно-судной ко миссией был присужден к вечной ссылке в Сибирь. В 1868 году он прибыл е семьей на место ссылки—в деревню Иудину Бей- ской волости Минусинского уезда Ени сейской губернии (Хакасская автономная область Красноярского края). Деревня была населена ссыльными-поселенцами сектантами — субботниками и молока нами. Старик Элиаф Элиазарович Павлов из местной религиозной общины субботни ков, сообщил, что Бондарев был челове ком без особых религиозных предрассуд ков, не признавал тонкостей обрядового церемониала и не исполнял их. Обяза тельными для себя он считал лишь об наруженные им два закона—о трудовом хлебе и о кумирах. В Иудиной Бондарев прожил тридцать лет и умер там 3 ноября (ст. ст.) 1898 года. Все эти годы он учил зимои ребят в открытой им по просьбе иудинцев шко ле грамоты. Терпеливо и настойчиво, почти до самой смерти, он занимался хлебопашеством, осуществляя свою за ветную идею об обязательности для вся кого человека физического труда, клас сическим образцом которого он призна вал труд земледельца. Помимо всего этого, Бондарев нахо дил время излагать в письменной форме свои мысли и идеи. Он провозглашает «первородный» закон «В поте лица тво его снеси хлеб твой». И на основании этого «закона» развертывает целую тео рию. Он пишет: «Я признал себя вправе толковать о трудолюбии и тунеядстве потому, что я знаком с «законом» и тру дом его (земледельческим) не на словах только, но на деле, с юности и даже с предков. Вот -и говорю, не запинаясь, от имени всего своего Земледельческого круга». Сущность открытого им «закона» Бондарев излагает так: «...именитая жена могла бы за деньги избавить себя от родов, могла бы купить за деньги готового ребенка? Нет! Нельзя этого сделать; не можно переменить по становления божия; собери со всего све та сокровища и отдай их за дитя, а оно не будет твоим, и как было чужое, как чужим тебе и останется. Чье же оно? Да той матери, которая его родила. Так же и муж. И он тоже может от казаться от хлебной работы, купить деньгами один фунт хлеба. А хлеб как был чужой, так и будет чужим. Чей же он? А того, кто его работал. Потому что, как богом положено,— жене не должно прикрываться деньгами или какими-ли бо изворотами от рождения детей, так и муж должен для себя, и для жены, и для детей своими руками работать хлеб, какого бы он ни был великого достоин ства. Вот где главнейший источник всех добродетелей, вот где полезнейшие вра- чевства от нищеты и злодеяния! И все это в обнародовании первородного зако на, влекущего человека ко всем трудам, которому голова есть хлебный (земле дельческий) труд. Я говорил: ни на небе, ни на земле ничто не меняется против первородного закона. Только человек, образованней ший и умнейший, который бы должен как к хлебному, а затем к прочим тру дам показывать собою пример другим, скрылся и удалился от назначенного бо гом труда, да и живет в каких-то там трущобах припеваючи, да руки свои за ложил в карманы и праздным своим жи тием ослабляет руки другим, поощряет их к злодеяниям. Подумай себе, читатель, представь и вообрази: если бы мы все, подобно им, попрятались от хлебной работы за раз ные углы, «кто куда, а кто куды», тогда в короткое время вся вселенная должна голодной смертью погибнуть. Приняли ли бы они от нас такое же, как ихнее, оправдание? Здесь и десятой доли не сказано (то го, что нужно бы сказать), потому что в этом законе скрыто сокровище, что и на тысяче кораблей не подымешь! При мыс ли об этом много раз я пытался сказать все это как-нибудь скрыто или как-ни будь стороною, обиняком, но нет, нель зя! Кроме ласкательства да лукавства нет никаких средств... Потому-то я и по ехал прямиком!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2