Сибирские огни, 1958, № 5
Из п р о шл о г о ------- Ив. БАРАШКОВ-ЭП ЧЕЛЕЙ Тимофей Б ондар ев ссылке в глухой сибирской деревне Иудиной. В 1928 году, в день тридца тилетней годовщины со дня смерти Ти мофея Михайловича, небольшая группа учителей и крестьян Аскысского, Бей- ского и Таштыпского районов Хакасснв посетила его могилу. ■ Сын Бондарева Даниил, восьмидеся тилетний старик, рассказал о своем ■отце: — Родитель мой был крепостным по мещика Чернозубова, в области Войска Донского. Грамотность в ту пору была в глухом положении. В школе родителю учиться не пришлось. Грамоту он уразу мел то от дьячка, то кое-как от разных лиц. Вострый, прямой человек он был. Что на душе, то начистоту и скажет. Односельцы очень уважали его за такую» прямость. А богатеи — и дома и в Си бири — всегда лютовали на него. Роди тель в своем сочинении описал, как по мещик сослал его в солдаты на Кавказ, посчитав за колдуна, за волшебника. Но я от него и от матери слыхал еще вот что: будто с попом деревенским он за всегда сильно спорил, и вот он раз это му бате возьми да и ляпни — дескать, царь белыми ручками берет и ест неза работанное, значит, — ворованное. Ну, тут поп взъелся и донес помещику на родителя за его хульные слова. У попа с помещиком ведь одна нераздельная партия была. На двадцать пять лет в солдаты помещик и сослал его на Кав каз, а ему уж близь сорока годов тогда было. На Кавказе он все равно не угомонил ся: червяк в нем опять завозился, и все ему не терпится. То порядки неправед ные осуждает, то с военным начальст вом споры заводит. Поэтому родителю’ и на Кавказе не пожилось. Новую ссыл ку ему назначили. Главную причину выставили, будто он веру русскую, пра вославную сокрушает. В самом деле, ве ру он там переменил. А отчего? Оттого, что в попов изверился, не любил ихнюю проповедь: будто нет власти, которая не от бога, и что они ложно правду божью и человеческую изображали. Родитель в ту пору крепкое сочинение Радищева, вам известного, знал и Александра Сер геевича «Деревню» сильно уважал и на Бондарев Тимофей Михайлович . (Снимок п ер есн ят из книги Владимирова). Тимофей Михайлович Бондарев еще во времена крепостничества ярко и сме ло выражал протест против социальной неправды. Этот крестьянин-философ всю жизнь провел в поисках «средства», с помощью которого можно' было бы вод ворить мир и правду на земле. Ни одно го дня не учившийся в школе, писавший с трудом, он создал замечательный труд: «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», в котором с большой силой и убедительностью изло жил свою теорию «хлебного труда». О труде Бондарева, о его учении и о нем самом писали JI. Н. Толстой, Г. И. Успенский и другие писатели, журнали сты и ученые. Свыше сорока лет Бондарев провел в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2