Сибирские огни, 1958, № 5

Настоящая Франция в темно-синем ком­ бинезоне рабочего, в белом халате инже­ нера борется за демократию и нацио­ нальную независимость, против колониа­ листов и фашистов. Для представителей подлинной Франции всего дороже мир и дружба между народами. Эти люди, несмотря на происки реакции, побежда­ ют. И победят. Им принадлежит буду­ щее. Французские рабочие любят песенку Ива Монтана «На рассвете». В ней сла­ вятся новые надежды, зарождающиеся на рассвете: «рассвет — это преддверие восхода солнца, рассвет — это двери в завтрашний день». Народ Франции ждет рассвета. 8 Завод Рено —один из' самых крупных и передовых в Париже. На нем занято тридцать шесть тысяч рабочих. Его вла­ делец был одним из тех магнатов, что правят Францией. За прислужничество немецким фашистам и предательство он, после освобождения страны, был осуж­ дён и умер в тЮрьме. Завод национали­ зирован и находится под контролем правительства. Одна часть заводских корпусов распо­ ложена на берегу Сены, другая — на острове. Рядом — жилые кварталы. Они тянутся на километры. Некоторые из них пострадали от бомбежки. До сих пор есть не восстановленные дома. Справа, возле ворот завода — боль­ шая двухэтажная стоянка машин; внизу — малолитражные автомобили, наверху —мотоциклы. Под потолком на крючьях висят велосипеды. Понятно, далеко не у всех рабочих есть машины. Ив Монтан, который один­ надцати лет пошел на фабрику, а затем был докером и молотобойцем, в своей ав­ тобиографической книге «Солнцем полна голова» пишет, как он в молодости меч­ тал о покупке велосипеда: «Чем более невозможным становилось его купить, тем Яснее я представлял себе его — но­ венький, сверкающий, хромированный велосипед, с фонариками и всякими тех­ ническими усовершенствованиями. Мне так и не удалось купить его, и я еще дол­ го тосковал о нем». Слева — контора завода, шестиэтаж­ ный дом. Шумят тополя, цветет сальвия. Со времени войны стоит и ржавеет тан­ кетка. Продажная французская буржуа­ зия поставляла машины гитлеровской армии. На заводе нас приняли очень внима­ тельно и приветливо. Каждой группе да­ ли провожатого. Всем вручили по боль­ шому пакету с роскошными красочными проспектами и иллюстрированными бро­ шюрами. На одном из снимков — ма- .ленькая мастерская среди деревьев, по­ хожая на лесную хижину, где в 1898 го­ ду был создан первый автомобиль Рено. Сейчас завод выпускает, помимо легко­ вых и грузовых автомобилей, автобусы и тракторы — до 1300 машин в сутки. В проспектах легковые автомобили Рено засняты в городах Норвегии и Си­ цилии, на горных дорогах Греции и Пор­ тугалии. Дирекция «Рено» налегает на рекламу: в последнее время появился сильный конкурент — Западная Герма­ ния. Ее фирма «Фольксваген», выпус­ кающая самые дешевые автомобили, на­ чинает вытеснять французов и англичан из Швеции, Дании, Швейцарии и других стран. Британским автомобильным за­ водчикам уже пришлось сократить рабо­ чую неделю до четырех дней. Сейчас на «Рено» работают пять дней по девять ча­ сов. Соответственно понижена и зара­ ботная плата. Есть угроза, что при пер­ вом же экономическом затруднении ра­ бочая неделя будет еще сокращена. Нашу группу сопровождает седоусый инженер Анри Бинэ. Время от времени он останавливается поговорить с масте­ рами, одетыми в белые халаты поверх сорочек и костюмов с галстуками, по­ жимает руки знакомым рабочим. Нас ждали. На одной из оградитель­ ных стенок рабочие написали мелом; «Да здравствует Советский Союз!». В короткий перерыв, когда литейщики вышли во двор покурить, завязалась дружеская беседа. Слов не хватало — помогали жесты, улыбки и крепкие ру­ копожатия. Начался обмен сувенирами. Пошли в Ход значки, открытки, фото­ альбомы и даже коробки спичек. То и дело слышалось имя Ленина. В альбо­ мах наших французских друзей более всего интересовали виды Ленинграда и Москвы. На снимках Красной площади они отыскивали Мавзолей. Мы подарили открытки с видами Но­ восибирска. Наших собеседников удивля­ ло: в Сибири и такой большой оперный театр! Перерыв кончился. Мастер недоволен затянувшимся разговором. Рабочие бы­ стро загасили сигареты и вернулись в свой жаркий и задымленный цех. В кузнице к нам повернулся радостно улыбающийся человек в фартуке и гром­ ко объявил: — Я из Югославии. Серб. Русские и сербы — братья. Он рассказал о работе, о жизни. На за ­ воде семь столовых для рабочих и две для инженеров. Завтрак стоит около двухсот франков. Обедают дома поздно вечером. Заработок у него — пять- десять тысяч франков. Правда, он полу­ чает еще премиальные один раз в три месяца. Его зарплата на наши деньги со­ ставляет 571 рубль 50 копеек. Многие получают гораздо меньше. Средний зара­ боток здесь всего лишь тридцать тысяч франков в месяц. Завод «Рено» давно стал центром борьбы парижского пролетариата против реакционной буржуазии. Бинэ говорит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2