Сибирские огни, 1958, № 5
Настоящая Франция в темно-синем ком бинезоне рабочего, в белом халате инже нера борется за демократию и нацио нальную независимость, против колониа листов и фашистов. Для представителей подлинной Франции всего дороже мир и дружба между народами. Эти люди, несмотря на происки реакции, побежда ют. И победят. Им принадлежит буду щее. Французские рабочие любят песенку Ива Монтана «На рассвете». В ней сла вятся новые надежды, зарождающиеся на рассвете: «рассвет — это преддверие восхода солнца, рассвет — это двери в завтрашний день». Народ Франции ждет рассвета. 8 Завод Рено —один из' самых крупных и передовых в Париже. На нем занято тридцать шесть тысяч рабочих. Его вла делец был одним из тех магнатов, что правят Францией. За прислужничество немецким фашистам и предательство он, после освобождения страны, был осуж дён и умер в тЮрьме. Завод национали зирован и находится под контролем правительства. Одна часть заводских корпусов распо ложена на берегу Сены, другая — на острове. Рядом — жилые кварталы. Они тянутся на километры. Некоторые из них пострадали от бомбежки. До сих пор есть не восстановленные дома. Справа, возле ворот завода — боль шая двухэтажная стоянка машин; внизу — малолитражные автомобили, наверху —мотоциклы. Под потолком на крючьях висят велосипеды. Понятно, далеко не у всех рабочих есть машины. Ив Монтан, который один надцати лет пошел на фабрику, а затем был докером и молотобойцем, в своей ав тобиографической книге «Солнцем полна голова» пишет, как он в молодости меч тал о покупке велосипеда: «Чем более невозможным становилось его купить, тем Яснее я представлял себе его — но венький, сверкающий, хромированный велосипед, с фонариками и всякими тех ническими усовершенствованиями. Мне так и не удалось купить его, и я еще дол го тосковал о нем». Слева — контора завода, шестиэтаж ный дом. Шумят тополя, цветет сальвия. Со времени войны стоит и ржавеет тан кетка. Продажная французская буржуа зия поставляла машины гитлеровской армии. На заводе нас приняли очень внима тельно и приветливо. Каждой группе да ли провожатого. Всем вручили по боль шому пакету с роскошными красочными проспектами и иллюстрированными бро шюрами. На одном из снимков — ма- .ленькая мастерская среди деревьев, по хожая на лесную хижину, где в 1898 го ду был создан первый автомобиль Рено. Сейчас завод выпускает, помимо легко вых и грузовых автомобилей, автобусы и тракторы — до 1300 машин в сутки. В проспектах легковые автомобили Рено засняты в городах Норвегии и Си цилии, на горных дорогах Греции и Пор тугалии. Дирекция «Рено» налегает на рекламу: в последнее время появился сильный конкурент — Западная Герма ния. Ее фирма «Фольксваген», выпус кающая самые дешевые автомобили, на чинает вытеснять французов и англичан из Швеции, Дании, Швейцарии и других стран. Британским автомобильным за водчикам уже пришлось сократить рабо чую неделю до четырех дней. Сейчас на «Рено» работают пять дней по девять ча сов. Соответственно понижена и зара ботная плата. Есть угроза, что при пер вом же экономическом затруднении ра бочая неделя будет еще сокращена. Нашу группу сопровождает седоусый инженер Анри Бинэ. Время от времени он останавливается поговорить с масте рами, одетыми в белые халаты поверх сорочек и костюмов с галстуками, по жимает руки знакомым рабочим. Нас ждали. На одной из оградитель ных стенок рабочие написали мелом; «Да здравствует Советский Союз!». В короткий перерыв, когда литейщики вышли во двор покурить, завязалась дружеская беседа. Слов не хватало — помогали жесты, улыбки и крепкие ру копожатия. Начался обмен сувенирами. Пошли в Ход значки, открытки, фото альбомы и даже коробки спичек. То и дело слышалось имя Ленина. В альбо мах наших французских друзей более всего интересовали виды Ленинграда и Москвы. На снимках Красной площади они отыскивали Мавзолей. Мы подарили открытки с видами Но восибирска. Наших собеседников удивля ло: в Сибири и такой большой оперный театр! Перерыв кончился. Мастер недоволен затянувшимся разговором. Рабочие бы стро загасили сигареты и вернулись в свой жаркий и задымленный цех. В кузнице к нам повернулся радостно улыбающийся человек в фартуке и гром ко объявил: — Я из Югославии. Серб. Русские и сербы — братья. Он рассказал о работе, о жизни. На за воде семь столовых для рабочих и две для инженеров. Завтрак стоит около двухсот франков. Обедают дома поздно вечером. Заработок у него — пять- десять тысяч франков. Правда, он полу чает еще премиальные один раз в три месяца. Его зарплата на наши деньги со ставляет 571 рубль 50 копеек. Многие получают гораздо меньше. Средний зара боток здесь всего лишь тридцать тысяч франков в месяц. Завод «Рено» давно стал центром борьбы парижского пролетариата против реакционной буржуазии. Бинэ говорит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2