Сибирские огни, 1958, № 5
не поступал в раболепствующее услуже ние к своим, более сильным союзникам. На могиле — скульптурная группа. Солдаты в длинных шинелях несут на плечах гроб с телом Фоша. — Они во французской национальной форме! — подчеркивают парижане. — А сейчас французы носят чужую фор му — американскую. Да только ли это! Американцы чув ствуют себя здесь, как у себя в Штатах. Многие лучшие дома Парижа заняты заокеанскими дельцами. Они приезжают и уезжают без всяких виз, словно Фран ция — их колония. Американские сол даты вольготно гуляют по городу. Рас сказывают, что они являются главными посетителями ночных кабаре. В Париже добрая сотня театров. Но туристская фирма «Гавас-Экспринтер» почему-то пригласила нас не в оперу, как это было сделано в Швеции, а в си нераму. Нам хотелось побывать в «Ко- меди Франсез», посмотреть пьесы Мольера на его родине, и в театре Сар ры Бернар. Но нам сказали: «За билеты в синераму уплачено по два доллара! Синерама—новинка! Американские кар тины!». Оставалось только покориться. Дом выделяется стеклянной стеной. И двери — из толстого стекла, ничем не окантованного. Места в зале только чет ные. У нас с женой были 522 и 524. Где искать эти кресла? Девушка провела нас, предложила толстые брошюры — программы, обильно сдобренные рекла мой. Перечень киноочерков довольно длинный. Зная, что сеанс, будет продол жаться три часа с коротким перерывом, мы набрались терпения. К экрану, зна комому по обычным кинотеатрам, вышел человек в сером костюме, похожий на скучного музейного экскурсовода, и на чал тягучую нудную лекцию по истории кино. От усталости мы дремали. Где-то на сороковой или пятидесятой минуте он дошел, наконец, до последнего откры тия, каким считают синераму, и экран распахнулся во всю стену. Включились три аппарата. В зал гро мовым обвалом ворвался ужасающий лязг железа, грохот, свист ветра и душераздирающий визг испуганных людей. Американские железные горы! Каретки с любителями острых ощуще ний низвергались в пропасти железных конструкций, на секунду замедляли бег на площадках и снова со скрежетом про валивались в черный зев, в преиспод нюю. В ушах будто сверлили бормашина ми. Когда этот, рассчитанный на оше ломление, «гвоздь программы» уступил место горному пейзажу, все вздохнули с облегчением. «Великий немой» на глазах наших со временников рос, как богатырь, — не по дням, а по часам. Мы помним, как он вдруг овладел даром речи. Это было со бытием. Потом он получил цвет, стал на рядным, поголубело небо над его голо вой. Тоже событие. Чего же еще желать кинозрителю? Но ведь на экране по- прежнему разговаривают тени. А в сине раме полотно не ощущается. Изображе ние приобрело объемность. С нами бесе дует человек, за спиной которого — про странство. Это ценное открытие. Но пока что заметны «швы» — линии, где смыкаются лучи двух соседних проекци онных аппаратов. Однако главный изъян не в этом. Он — в деформации площад ки: степная равнина предстает похожей на корыто. Подождем. Равнина, конечно, отстоит себя, будет подлинной равни ной. Показали Венецию, затем — состяза ние глиссеров возле какого-то южного американского городка. Программа за канчивалась большим киноочерком — полет над Соединенными Штатами. Дик тор говорил на английском. Но и без его слов мы узнавали Нью-Йорк, Вашинг тон, Великие озера, Чикаго, Сан-Фран циско... Все снято отлично. Превосход но показан Большой Каньон с его рыжей бездной, с бесконечными извилистыми разветвлениями ущелий, причудливые стены которого походят на пережженную охру. Безусловно, — интересное путе шествие по Америке. Но ведь мы нахо димся в Париже — сердце Франции. Где же эта страна? Нам хотелось бы видеть ее поля и виноградники, города и деревни Ради этого мы приехали сюда. Утомительно долго Америка хвалилась перед нами красивыми пейзажами Кан заса и Скалистых гор. А для Бургундии и Прованса пленки не хватило, чт;о ли?.. Обидно за Францию, которую мы полю били с детства и которая так много сде лала для развития науки, литературы и искусства. 5 Мимо Триумфальной арки мы проез жали несколько раз. Она хороша одним своим барельефом. Это «Марсельеза» скульптора Рюда. Под аркой колышется неугасимое пла мя на могиле Неизвестного солдата: го рит газ. Лежат венки из свежих цветов. Ежедневно приходят делегации для це ремонии возобновления огня, тем са мым как бы восстанавливаются в памя ти трагические события с их огромными жертвами. Но, по воле властей, положе но вспоминать только погибших в 1914— 1918 гг. А ведь в Париже и сей час многое напоминает о нашествии фа шистских орд. Наш автобус движется в сторону Бу лонского леса. Гиду припомнилась не давняя трагедия столицы Франции: — Во время оккупации эту улицу облюбовали немцы. Выбросили жителей и поселились во всех домах. Многое вы везли из Парижа. Ценные картины ■Геринг забрал себе. В Люксембургском дворце находился его штаб... 1 0 . « С и б и р с к и е о г н и » № 5 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2