Сибирские огни, 1958, № 5

не поступал в раболепствующее услуже­ ние к своим, более сильным союзникам. На могиле — скульптурная группа. Солдаты в длинных шинелях несут на плечах гроб с телом Фоша. — Они во французской национальной форме! — подчеркивают парижане. — А сейчас французы носят чужую фор­ му — американскую. Да только ли это! Американцы чув­ ствуют себя здесь, как у себя в Штатах. Многие лучшие дома Парижа заняты заокеанскими дельцами. Они приезжают и уезжают без всяких виз, словно Фран­ ция — их колония. Американские сол­ даты вольготно гуляют по городу. Рас­ сказывают, что они являются главными посетителями ночных кабаре. В Париже добрая сотня театров. Но туристская фирма «Гавас-Экспринтер» почему-то пригласила нас не в оперу, как это было сделано в Швеции, а в си­ нераму. Нам хотелось побывать в «Ко- меди Франсез», посмотреть пьесы Мольера на его родине, и в театре Сар­ ры Бернар. Но нам сказали: «За билеты в синераму уплачено по два доллара! Синерама—новинка! Американские кар­ тины!». Оставалось только покориться. Дом выделяется стеклянной стеной. И двери — из толстого стекла, ничем не окантованного. Места в зале только чет­ ные. У нас с женой были 522 и 524. Где искать эти кресла? Девушка провела нас, предложила толстые брошюры — программы, обильно сдобренные рекла­ мой. Перечень киноочерков довольно длинный. Зная, что сеанс, будет продол­ жаться три часа с коротким перерывом, мы набрались терпения. К экрану, зна­ комому по обычным кинотеатрам, вышел человек в сером костюме, похожий на скучного музейного экскурсовода, и на­ чал тягучую нудную лекцию по истории кино. От усталости мы дремали. Где-то на сороковой или пятидесятой минуте он дошел, наконец, до последнего откры­ тия, каким считают синераму, и экран распахнулся во всю стену. Включились три аппарата. В зал гро­ мовым обвалом ворвался ужасающий лязг железа, грохот, свист ветра и душераздирающий визг испуганных людей. Американские железные горы! Каретки с любителями острых ощуще­ ний низвергались в пропасти железных конструкций, на секунду замедляли бег на площадках и снова со скрежетом про­ валивались в черный зев, в преиспод­ нюю. В ушах будто сверлили бормашина­ ми. Когда этот, рассчитанный на оше­ ломление, «гвоздь программы» уступил место горному пейзажу, все вздохнули с облегчением. «Великий немой» на глазах наших со­ временников рос, как богатырь, — не по дням, а по часам. Мы помним, как он вдруг овладел даром речи. Это было со­ бытием. Потом он получил цвет, стал на­ рядным, поголубело небо над его голо­ вой. Тоже событие. Чего же еще желать кинозрителю? Но ведь на экране по- прежнему разговаривают тени. А в сине­ раме полотно не ощущается. Изображе­ ние приобрело объемность. С нами бесе­ дует человек, за спиной которого — про­ странство. Это ценное открытие. Но пока что заметны «швы» — линии, где смыкаются лучи двух соседних проекци­ онных аппаратов. Однако главный изъян не в этом. Он — в деформации площад­ ки: степная равнина предстает похожей на корыто. Подождем. Равнина, конечно, отстоит себя, будет подлинной равни­ ной. Показали Венецию, затем — состяза­ ние глиссеров возле какого-то южного американского городка. Программа за­ канчивалась большим киноочерком — полет над Соединенными Штатами. Дик­ тор говорил на английском. Но и без его слов мы узнавали Нью-Йорк, Вашинг­ тон, Великие озера, Чикаго, Сан-Фран­ циско... Все снято отлично. Превосход­ но показан Большой Каньон с его рыжей бездной, с бесконечными извилистыми разветвлениями ущелий, причудливые стены которого походят на пережженную охру. Безусловно, — интересное путе­ шествие по Америке. Но ведь мы нахо­ димся в Париже — сердце Франции. Где же эта страна? Нам хотелось бы видеть ее поля и виноградники, города и деревни Ради этого мы приехали сюда. Утомительно долго Америка хвалилась перед нами красивыми пейзажами Кан­ заса и Скалистых гор. А для Бургундии и Прованса пленки не хватило, чт;о ли?.. Обидно за Францию, которую мы полю­ били с детства и которая так много сде­ лала для развития науки, литературы и искусства. 5 Мимо Триумфальной арки мы проез­ жали несколько раз. Она хороша одним своим барельефом. Это «Марсельеза» скульптора Рюда. Под аркой колышется неугасимое пла­ мя на могиле Неизвестного солдата: го­ рит газ. Лежат венки из свежих цветов. Ежедневно приходят делегации для це­ ремонии возобновления огня, тем са­ мым как бы восстанавливаются в памя­ ти трагические события с их огромными жертвами. Но, по воле властей, положе­ но вспоминать только погибших в 1914— 1918 гг. А ведь в Париже и сей­ час многое напоминает о нашествии фа­ шистских орд. Наш автобус движется в сторону Бу­ лонского леса. Гиду припомнилась не­ давняя трагедия столицы Франции: — Во время оккупации эту улицу облюбовали немцы. Выбросили жителей и поселились во всех домах. Многое вы­ везли из Парижа. Ценные картины ■Геринг забрал себе. В Люксембургском дворце находился его штаб... 1 0 . « С и б и р с к и е о г н и » № 5 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2