Сибирские огни, 1958, № 5

щение», «Иоанн Креститель», «Св. Ан­ на», «Мадонна в гроте» и, особенно, зна­ менитый портрет Монны Лизы, жены Франческо де Джиоконда. Многие полот­ на написаны, как видно, с одной и той ж е современницы художника. Для свое­ го портрета она уже не могла позиро­ вать, — Монна Лиза’ создана по памяти. У «Джиоконды» большая история с печальными событиями. Еще в конце прошлого века считалось, что портрет, написанный в 1503—1505 годах, плохо сохранился. А в начале двадцатого сто­ летия ему пришлось испытать многое. В 1911 году Монна Лиза исчезла из Лув­ ра. Вор, оказавшийся итальянским ху­ дожником Винцентом Перуджио, увез картину во Флоренцию, спрятал в своем сыром и грязном закутке на чер­ даке и.молился на нее. Портрет был на­ кануне гибели. Его отыскали только че­ рез два года. За это время появилось не­ сколько подделок. Некоторые из фаль­ шивок были за большие деньги проданы в Америку. Владёльцы бездарных копий с энергичной наглостью пытаются дока­ зывать, что в Лувре поддельная «Джио­ конда». Каждый из них уверяет, что подлинник — у него. Создано множест­ во легенд. У самой маленькой картины Лувра самая большая и самая заслужен­ ная популярность: на второй день после того, как ее нашли, парижане с радостью распевали новую песенку: «Наконец-то она возвращается!». Сейчас Монна Лиза защищена стеклом. Оно несколько при­ глушает краски, но обаяние чудесного лица не уменьшилось. Хотя картину никто не продает, ее стоимость определена: называют четыре миллиарда франков! Однако ценность «Джиоконды» не для всех ясна. Гид воз­ мущается: — Американцы спрашивают: «Поче­ му такая маленькая картина стоит до­ рого?!». Впрочем, американцев в Париже мно­ гое озадачивает. Так, на площади Со­ гласия некоторые из них, привыкшие к подделкам, дивятся, что великолепный Луксорский обелиск является подлин­ ным и в самом деле привезен из Египта. Старик владеет английским языком. Ему приходится показывать Париж аме­ риканцам, и он возмущается: — Работать с ними сущее наказание. Истории не знают. Особенно солдаты. О, это частые гости! — вздыхает он. — И гости важные... В Лувре их интересу­ ет, главным образом, стоимость картин. Наиболее многочисленна коллекция французской живописи, главным обра­ зом, исторической и придворной. Так же, как в Версальском дворце, многие полотна посвящены Бонапарту, в числе их «Коронация»: Давид сделал копию со своей картины. В Лувре открыта выставка портретов Наполеона, находящихся в частных со­ браниях. На одном из полотен, написан­ ном тем же Давидом, он запечатлен в 26-летнем возрасте, с длинными волоса­ ми, закрывающими лоб. И хотя портрет не закончен, его считают самым близким к подлиннику. В Париже о Наполеоне неустанно на­ поминают на каждом шагу. Тут и улицы, названные в честь походов Наполеона. Тут и знаменитая Вандомская колонна с барельефами, повествующими о его победах. Она сооружена по образцу столпа Траяна в Риме. Наверху — ста­ туя Бонапарта в тоге римских императо­ ров. Народ дважды сбрасывал статую и сваливал колонну, но реакционеры по частям собирали ее и вновь взгроможда­ ли Наполеона. . Триумфальную арку на площади Звезды начали строить тоже по требо­ ванию императора и для его прославле­ ния. Сто низеньких, похожих на тумбы, колонн вокруг нее поставлены в память о ста днях второго владычества Напо­ леона после его самовольного возвраще­ ния с острова Эльбы. На своде — имена генералов, погибших во время походов. На щитах — перечисление его побед. И только побед. Даже поход на Москву занесен в их число. Что же, в таком случае, называется полным разгромом? Прах Наполеона покоится в церкви Сен-Луи при Доме Инвалидов. Он запря­ тан з шесть гробов и еще в саркофаг из темно-красного порфира, глыба которо­ го, как говорят, была привезена из на­ шей страны. Камень везли на лошадях по кровавому следу, оставленному на­ голову разбитой армией. Алтарь и моги­ ла — копия с римского оригинала, из­ вестного по собору св. Петра, только по­ хуже, победнее и поменьше. Да еще в том разница, что в круглом углублении, где находится саркофаг, стоят возле стен в великой скорби двенадцать статуй женщин, олицетворяющих побежденные страны. С ложной робостью и не менее ложной покорностью судьбе они взирают на гроб покорителя. Наполеон лежит перед алтарем. Под сапогами — двенадцать золотых монет с его изображением: тоже в честь побед. Забыли отчеканить тринадцатую. А на ней следовало бы поместить барельеф Кутузова. Об этом могли бы напомнить инвалиды, спутники императора, коро­ тавшие свои горькие дни в соседней бо­ гадельне, рассчитанной на шесть тысяч человек, но их век тоже был недолгим: войны всем укорачивают жизни. Теперь в богадельне доживают свои дни сто ин­ валидов последней войны. Их судьба — напоминание о том, что миру более всего на свете нужен прочный мир. В той же церкви, где погребен Напо­ леон, есть справа маленький придел, ка­ пелла, как называют здесь. Там могила умершего в 1929 году маршала Фоша, одного из организаторов интервенции в Крыму, на Украине й в Сибири. Это был верный слуга империалистов, однако он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2