Сибирские огни, 1958, № 5
щение», «Иоанн Креститель», «Св. Ан на», «Мадонна в гроте» и, особенно, зна менитый портрет Монны Лизы, жены Франческо де Джиоконда. Многие полот на написаны, как видно, с одной и той ж е современницы художника. Для свое го портрета она уже не могла позиро вать, — Монна Лиза’ создана по памяти. У «Джиоконды» большая история с печальными событиями. Еще в конце прошлого века считалось, что портрет, написанный в 1503—1505 годах, плохо сохранился. А в начале двадцатого сто летия ему пришлось испытать многое. В 1911 году Монна Лиза исчезла из Лув ра. Вор, оказавшийся итальянским ху дожником Винцентом Перуджио, увез картину во Флоренцию, спрятал в своем сыром и грязном закутке на чер даке и.молился на нее. Портрет был на кануне гибели. Его отыскали только че рез два года. За это время появилось не сколько подделок. Некоторые из фаль шивок были за большие деньги проданы в Америку. Владёльцы бездарных копий с энергичной наглостью пытаются дока зывать, что в Лувре поддельная «Джио конда». Каждый из них уверяет, что подлинник — у него. Создано множест во легенд. У самой маленькой картины Лувра самая большая и самая заслужен ная популярность: на второй день после того, как ее нашли, парижане с радостью распевали новую песенку: «Наконец-то она возвращается!». Сейчас Монна Лиза защищена стеклом. Оно несколько при глушает краски, но обаяние чудесного лица не уменьшилось. Хотя картину никто не продает, ее стоимость определена: называют четыре миллиарда франков! Однако ценность «Джиоконды» не для всех ясна. Гид воз мущается: — Американцы спрашивают: «Поче му такая маленькая картина стоит до рого?!». Впрочем, американцев в Париже мно гое озадачивает. Так, на площади Со гласия некоторые из них, привыкшие к подделкам, дивятся, что великолепный Луксорский обелиск является подлин ным и в самом деле привезен из Египта. Старик владеет английским языком. Ему приходится показывать Париж аме риканцам, и он возмущается: — Работать с ними сущее наказание. Истории не знают. Особенно солдаты. О, это частые гости! — вздыхает он. — И гости важные... В Лувре их интересу ет, главным образом, стоимость картин. Наиболее многочисленна коллекция французской живописи, главным обра зом, исторической и придворной. Так же, как в Версальском дворце, многие полотна посвящены Бонапарту, в числе их «Коронация»: Давид сделал копию со своей картины. В Лувре открыта выставка портретов Наполеона, находящихся в частных со браниях. На одном из полотен, написан ном тем же Давидом, он запечатлен в 26-летнем возрасте, с длинными волоса ми, закрывающими лоб. И хотя портрет не закончен, его считают самым близким к подлиннику. В Париже о Наполеоне неустанно на поминают на каждом шагу. Тут и улицы, названные в честь походов Наполеона. Тут и знаменитая Вандомская колонна с барельефами, повествующими о его победах. Она сооружена по образцу столпа Траяна в Риме. Наверху — ста туя Бонапарта в тоге римских императо ров. Народ дважды сбрасывал статую и сваливал колонну, но реакционеры по частям собирали ее и вновь взгроможда ли Наполеона. . Триумфальную арку на площади Звезды начали строить тоже по требо ванию императора и для его прославле ния. Сто низеньких, похожих на тумбы, колонн вокруг нее поставлены в память о ста днях второго владычества Напо леона после его самовольного возвраще ния с острова Эльбы. На своде — имена генералов, погибших во время походов. На щитах — перечисление его побед. И только побед. Даже поход на Москву занесен в их число. Что же, в таком случае, называется полным разгромом? Прах Наполеона покоится в церкви Сен-Луи при Доме Инвалидов. Он запря тан з шесть гробов и еще в саркофаг из темно-красного порфира, глыба которо го, как говорят, была привезена из на шей страны. Камень везли на лошадях по кровавому следу, оставленному на голову разбитой армией. Алтарь и моги ла — копия с римского оригинала, из вестного по собору св. Петра, только по хуже, победнее и поменьше. Да еще в том разница, что в круглом углублении, где находится саркофаг, стоят возле стен в великой скорби двенадцать статуй женщин, олицетворяющих побежденные страны. С ложной робостью и не менее ложной покорностью судьбе они взирают на гроб покорителя. Наполеон лежит перед алтарем. Под сапогами — двенадцать золотых монет с его изображением: тоже в честь побед. Забыли отчеканить тринадцатую. А на ней следовало бы поместить барельеф Кутузова. Об этом могли бы напомнить инвалиды, спутники императора, коро тавшие свои горькие дни в соседней бо гадельне, рассчитанной на шесть тысяч человек, но их век тоже был недолгим: войны всем укорачивают жизни. Теперь в богадельне доживают свои дни сто ин валидов последней войны. Их судьба — напоминание о том, что миру более всего на свете нужен прочный мир. В той же церкви, где погребен Напо леон, есть справа маленький придел, ка пелла, как называют здесь. Там могила умершего в 1929 году маршала Фоша, одного из организаторов интервенции в Крыму, на Украине й в Сибири. Это был верный слуга империалистов, однако он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2