Сибирские огни, 1958, № 5
садовников, создававших загородные дворцы в странах Европы. Обширное Версальское поместье обне сено высокой решеткой, копья которой недавно позолотили. Въезд снизу, от ко нюшен. Дворец — на возвышенности. Перед ним просторный каменный плац. С парадной стороны дворец выглядит небогато, быть может, потому, что он в запустении: его краски поблекли, то, что было белым, стало серым, красное прев ратилось в бурое. По словам гида, мно гие американские туристы разочаровы ваются. — Они ожидали небоскреб, а перед ними дом в два с половиной этажа,— саркастически улыбается старик.— Вот американцы и думают, что их надули. На самом деле, дворец большой. Сред няя, самая старая" часть здания напоми нает букву П. Дальше уступами идут пристройки, возведенные при несколь ких Людовиках. Каждый из них требовал от архитекторов оригинальных решений. Неизменным оставался просторнейший парк с его лесами и ровно подстрижен ными кустарниками, прудами и лестни цами, фонтанами и каналами, созданны ми двадцатилетним трудом тридцати тысяч пленников. Хороши женские скульптурные фигуры, олицетворяющие реки Франции. Чудесны цветники. Сейчас во дворце музей. В правом крыле — богатые коллекции огромных полотен, отображающих события не столько из истории Франции, сколько из жизни королей и цх жен. Людовик XIV, например, изображен на потолке парад ного зала в окружении ангелов, прислу живающих ему. Пожалуй, самая просторная комната отдана Наполеону. Полотна огромные, парадные, пышные. Баталии. Переходы через горы. Вступления в города. Три умфальные шествия. Десятки художни ков усердно восхваляли Бонапарта. Сре ди них —• известный Луи Давид. Член Конвента, голосовавший за казнь Людо вика XVI, друг Робеспьера, автор та лантливой картины «Смерть Марата», он стал императорским «первым худож ником». . Дворец свидетельствует о былой рос коши французского двора и бедности современной казны. В войну, во время налета американской авиации на завод Рено, одна бомба упала в Версале. От сотрясения в некоторых залах картинной галереи обвалился стеклянный потолок. Он не восстановлен и поныне. Особый интерес у нас вызвал цент ральный зал—Зеркальный. Против сем надцати окон, выходящих в парк,—сем надцать венецианских зеркал, которыми, как величайшей новинкой своего време ни, хвастался Людовик XIV. Из всего, что отражали эти зеркала, выделяются два события, оставившие большой след в жизни Западной Европы. В 1871 году, унижая разгромленную Францию, Виль гельм I, расположившись в Версале как дома, избрал Зеркальный зал для про возглашения Германской империи. А в 1919 году, в отмщение Германии, здесь был продиктован Версальский договор. 4 Сбылась давняя мечта — мы в Лувре. Многие шедевры скульптуры и живопи си, хранящиеся здесь, известны всем по многочисленным репродукциям. Мы по любили их с юных лет. Восторгались ими: И вот сейчас мы увидим ориги налы. Имена древних мастеров, к сожале нию, не сохранились. Вот через пять ты сячелетий смотрит на нас мудрыми хру стальными глазами, воплощенный в бе лесом камне, простой человек — египет ский писец, как свидетель высокой куль туры своего времени. Он сидит, поджав ноги. На коленях у него папирус, в руке перо. Лицо одухотворено глубокой мыслью. Кажется, сейчас зашевелятся тонкие губы, и каменный человек пове дает нам о своем времени, о жизни сво его народа. Создавая эту фигуру, без вестный скульптор верил, что душа запе чатленного им труженика будет жить в. статуе, пока время не разрушит камня. Вот мраморная статуя Крылатой По беды — «Ники Самофракийской». Она встречает всех, кто подымается на вто рой этаж музея. Ей около двадцати трех веков. Голова и руки не уцелели (извест но, что она трубила в боевую трубу). Мы не знаем, какое у нее было лицо. Но Стройная, изящная и сильная, одетая в легкий, как бы прозрачный хитон, уст ремленная вперед, навстречу ветру, фи гура дает почувствовать одухотворенное свободолюбие, торжество победы. Вместе' с тем она как бы символизирует крыла- тость античного искусства, в котором- впервые так ярко проявилось светлое человеколюбие. С особым мастерством, покоряющим сердца всех, оно воплоще но в современнице Ники — прелестной Венере Милосской, самом совершенном творении величайших мастеров прошло го. Мраморная фигура полунагой жен щины полна очаровательного целомуд рия. И мрамор не холодит своей прозрач ностью, как бывает иногда. Наоборот, он кажется теплым. Еще немного,—и улыб ка ,— не божественная, а земная, чистая и задушевная улыбка,— осветит и согре ет это милое лицо, которым можно лю боваться бесконечно. Лувр колоссален. Нам не хватило вре мени, чтобы заглянуть во все его отде лы, но мимо живописи, составляющей, наряду со скульптурой, гордость этого музея, мы не могли пройти. Перуджино и Корреджо, Тициан и Рафаэль, Вела- скез и Рибейра, Рубенс, Рембрандт и Ван-Дейк богато представлены здесь. Но наибольшее внимание привлекают картины Леонардо да Винчи «Благове
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2