Сибирские огни, 1958, № 5

садовников, создававших загородные дворцы в странах Европы. Обширное Версальское поместье обне­ сено высокой решеткой, копья которой недавно позолотили. Въезд снизу, от ко­ нюшен. Дворец — на возвышенности. Перед ним просторный каменный плац. С парадной стороны дворец выглядит небогато, быть может, потому, что он в запустении: его краски поблекли, то, что было белым, стало серым, красное прев­ ратилось в бурое. По словам гида, мно­ гие американские туристы разочаровы­ ваются. — Они ожидали небоскреб, а перед ними дом в два с половиной этажа,— саркастически улыбается старик.— Вот американцы и думают, что их надули. На самом деле, дворец большой. Сред­ няя, самая старая" часть здания напоми­ нает букву П. Дальше уступами идут пристройки, возведенные при несколь­ ких Людовиках. Каждый из них требовал от архитекторов оригинальных решений. Неизменным оставался просторнейший парк с его лесами и ровно подстрижен­ ными кустарниками, прудами и лестни­ цами, фонтанами и каналами, созданны­ ми двадцатилетним трудом тридцати тысяч пленников. Хороши женские скульптурные фигуры, олицетворяющие реки Франции. Чудесны цветники. Сейчас во дворце музей. В правом крыле — богатые коллекции огромных полотен, отображающих события не столько из истории Франции, сколько из жизни королей и цх жен. Людовик XIV, например, изображен на потолке парад­ ного зала в окружении ангелов, прислу­ живающих ему. Пожалуй, самая просторная комната отдана Наполеону. Полотна огромные, парадные, пышные. Баталии. Переходы через горы. Вступления в города. Три­ умфальные шествия. Десятки художни­ ков усердно восхваляли Бонапарта. Сре­ ди них —• известный Луи Давид. Член Конвента, голосовавший за казнь Людо­ вика XVI, друг Робеспьера, автор та­ лантливой картины «Смерть Марата», он стал императорским «первым худож­ ником». . Дворец свидетельствует о былой рос­ коши французского двора и бедности современной казны. В войну, во время налета американской авиации на завод Рено, одна бомба упала в Версале. От сотрясения в некоторых залах картинной галереи обвалился стеклянный потолок. Он не восстановлен и поныне. Особый интерес у нас вызвал цент­ ральный зал—Зеркальный. Против сем­ надцати окон, выходящих в парк,—сем­ надцать венецианских зеркал, которыми, как величайшей новинкой своего време­ ни, хвастался Людовик XIV. Из всего, что отражали эти зеркала, выделяются два события, оставившие большой след в жизни Западной Европы. В 1871 году, унижая разгромленную Францию, Виль­ гельм I, расположившись в Версале как дома, избрал Зеркальный зал для про­ возглашения Германской империи. А в 1919 году, в отмщение Германии, здесь был продиктован Версальский договор. 4 Сбылась давняя мечта — мы в Лувре. Многие шедевры скульптуры и живопи­ си, хранящиеся здесь, известны всем по многочисленным репродукциям. Мы по­ любили их с юных лет. Восторгались ими: И вот сейчас мы увидим ориги­ налы. Имена древних мастеров, к сожале­ нию, не сохранились. Вот через пять ты­ сячелетий смотрит на нас мудрыми хру­ стальными глазами, воплощенный в бе­ лесом камне, простой человек — египет­ ский писец, как свидетель высокой куль­ туры своего времени. Он сидит, поджав ноги. На коленях у него папирус, в руке перо. Лицо одухотворено глубокой мыслью. Кажется, сейчас зашевелятся тонкие губы, и каменный человек пове­ дает нам о своем времени, о жизни сво­ его народа. Создавая эту фигуру, без­ вестный скульптор верил, что душа запе­ чатленного им труженика будет жить в. статуе, пока время не разрушит камня. Вот мраморная статуя Крылатой По­ беды — «Ники Самофракийской». Она встречает всех, кто подымается на вто­ рой этаж музея. Ей около двадцати трех веков. Голова и руки не уцелели (извест­ но, что она трубила в боевую трубу). Мы не знаем, какое у нее было лицо. Но Стройная, изящная и сильная, одетая в легкий, как бы прозрачный хитон, уст­ ремленная вперед, навстречу ветру, фи­ гура дает почувствовать одухотворенное свободолюбие, торжество победы. Вместе' с тем она как бы символизирует крыла- тость античного искусства, в котором- впервые так ярко проявилось светлое человеколюбие. С особым мастерством, покоряющим сердца всех, оно воплоще­ но в современнице Ники — прелестной Венере Милосской, самом совершенном творении величайших мастеров прошло­ го. Мраморная фигура полунагой жен­ щины полна очаровательного целомуд­ рия. И мрамор не холодит своей прозрач­ ностью, как бывает иногда. Наоборот, он кажется теплым. Еще немного,—и улыб­ ка ,— не божественная, а земная, чистая и задушевная улыбка,— осветит и согре­ ет это милое лицо, которым можно лю­ боваться бесконечно. Лувр колоссален. Нам не хватило вре­ мени, чтобы заглянуть во все его отде­ лы, но мимо живописи, составляющей, наряду со скульптурой, гордость этого музея, мы не могли пройти. Перуджино и Корреджо, Тициан и Рафаэль, Вела- скез и Рибейра, Рубенс, Рембрандт и Ван-Дейк богато представлены здесь. Но наибольшее внимание привлекают картины Леонардо да Винчи «Благове­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2