Сибирские огни, 1958, № 5
Собор П а риж ско й богоматери . Ф о т о А . Я р о в с к о г о . 2 Собор мы увидели на следующий день. Возле него — узенькие старые улочки. Одна из них — путь мучеников, по которому в мрачное средневековье от дворца Правосудия (он по-соседству с со бором), до холма Монмартр гнали обре ченных на смерть. Соборная площадь— свидетельница больших трагедий. Тут провожали и встречали крестоносцев; сжигали на кострах неугодных церковни кам людей, объявленных еретиками; ста вили виселицы для казни «колдунов и ведьм». Под ногами темно-серый камень. И стены собора такие же темно-серые. Даже легкий, устремленный ввысь, ажурный шпиль, видимый со стороны алтаря, и тонкие изящные полуарки, воз- ‘ несенные к алтарной крыше, не в силах поколебать впечатления мрачности. Мно гочисленные химеры устрашают бого мольцев. Они не только на башнях, но и на боковых стенах. Серые чудовища, вытянув жилистые шеи, угрожающе склонили свои страшные головы с рази нутыми пастями. Спасение — в молитве, и подавленные верующие спешат в храм, под защиту «пречистой девы». Внутри собора, вмещающего десять тысяч человек, те же темно-серые стены и такие же колонны. Здесь царит полу мрак, этот испытанный церковниками возбудитель мистического настроения. Шуршат черные одеяния монахинь. На., головах у них белые, накрахмаленные платки с торчащими в обе стороны кон цами, похожими на совиные крылья. Монахини исчезают в цоридоре, кото рый ведет в пристройку, откуда раз в год., выносят напоказ терновый венец. Так уж издавна повелось, что, для поддер жания веры в чудеса, во всех больших соборах время от времени демонстриру ют «вещественные доказательства» ре лигиозных событий и святости, смасте ренные услужливыми ремесленниками. Экскурсантам в соборе обычно пока зывают огражденную перильцами пло щадку, где стоял Наполеон во время сво ей необычайной коронации. Уподобляя себя Карлу Великому, он потребовал что бы сам римский пана Пий XII- приехал в Париж для совершения церемонии. Но в торжественную минуту, унижая «намест ника божия», вырвал из его рук снача ла большую корону и надел на себя, а потом маленькую, предназначенную для- Жозефины, которая поспешила опустить ся на колени не перед папой, а перед сво им мужем, новоявленным императором. Нотр-Дам де Пари перестраивали не сколько раз, уродуя его облик и обедняя внутреннее’ убранство. В. Гюго с возму щением писал в своем романе, что «ве ликолепное искусство, созданное ванда лами, было убито академиками», что в , здании, которое он называл патриархом соборов, «разрушили его форму и -сим вол, его смысл и красоту». Из храма бы ли выб_рошены «мириады статуй», мра морных, медных, серебряных и золотых. Последний раз его реставрировали в се редине прошлого века. Статуи уже нель зя было восстановить. Но некоторые го тические черты были все же возвраще ны. Гиды объясняют это воздействием книги В. Гюго. Может быть и так. Ведь этот роман способствовал популярности собора, с которым сейчас в нашем пред ставлении неразрывно связаны образы Квазимодо и Эсмеральды. Мы смотрим" на правую башню и верим романисту, что там обитал уродливый глухой зво нарь, влюбленный в. красивую цыганку, уличную плясунью. 3 Триумфальные арки, колонны и купо- лы украшают Париж. Но в них повторен древний Рим. А копии, даже самой со вершенной, не суждено превзойти ориги нал. Поэтому наибольшим вниманием пу тешественников во Франции пользуются старые дома с их двумя с половиной эта жами — «небоскребы прошлого века», такие архитектурные ансамбли, как Луврский, и такие дворцы, как Версаль ский. В них — свое, французское, само бытное, то, чему суждено было найти отзвуки в соседних странах. Версаль с его роскошным парком и фонтанами явился образцом для многих зодчих И ’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2