Сибирские огни, 1958, № 5

Собор П а риж ско й богоматери . Ф о т о А . Я р о в с к о г о . 2 Собор мы увидели на следующий день. Возле него — узенькие старые улочки. Одна из них — путь мучеников, по которому в мрачное средневековье от дворца Правосудия (он по-соседству с со­ бором), до холма Монмартр гнали обре­ ченных на смерть. Соборная площадь— свидетельница больших трагедий. Тут провожали и встречали крестоносцев; сжигали на кострах неугодных церковни­ кам людей, объявленных еретиками; ста­ вили виселицы для казни «колдунов и ведьм». Под ногами темно-серый камень. И стены собора такие же темно-серые. Даже легкий, устремленный ввысь, ажурный шпиль, видимый со стороны алтаря, и тонкие изящные полуарки, воз- ‘ несенные к алтарной крыше, не в силах поколебать впечатления мрачности. Мно­ гочисленные химеры устрашают бого­ мольцев. Они не только на башнях, но и на боковых стенах. Серые чудовища, вытянув жилистые шеи, угрожающе склонили свои страшные головы с рази­ нутыми пастями. Спасение — в молитве, и подавленные верующие спешат в храм, под защиту «пречистой девы». Внутри собора, вмещающего десять тысяч человек, те же темно-серые стены и такие же колонны. Здесь царит полу­ мрак, этот испытанный церковниками возбудитель мистического настроения. Шуршат черные одеяния монахинь. На., головах у них белые, накрахмаленные платки с торчащими в обе стороны кон­ цами, похожими на совиные крылья. Монахини исчезают в цоридоре, кото­ рый ведет в пристройку, откуда раз в год., выносят напоказ терновый венец. Так уж издавна повелось, что, для поддер­ жания веры в чудеса, во всех больших соборах время от времени демонстриру­ ют «вещественные доказательства» ре­ лигиозных событий и святости, смасте­ ренные услужливыми ремесленниками. Экскурсантам в соборе обычно пока­ зывают огражденную перильцами пло­ щадку, где стоял Наполеон во время сво­ ей необычайной коронации. Уподобляя себя Карлу Великому, он потребовал что­ бы сам римский пана Пий XII- приехал в Париж для совершения церемонии. Но в торжественную минуту, унижая «намест­ ника божия», вырвал из его рук снача­ ла большую корону и надел на себя, а потом маленькую, предназначенную для- Жозефины, которая поспешила опустить­ ся на колени не перед папой, а перед сво­ им мужем, новоявленным императором. Нотр-Дам де Пари перестраивали не­ сколько раз, уродуя его облик и обедняя внутреннее’ убранство. В. Гюго с возму­ щением писал в своем романе, что «ве­ ликолепное искусство, созданное ванда­ лами, было убито академиками», что в , здании, которое он называл патриархом соборов, «разрушили его форму и -сим­ вол, его смысл и красоту». Из храма бы­ ли выб_рошены «мириады статуй», мра­ морных, медных, серебряных и золотых. Последний раз его реставрировали в се­ редине прошлого века. Статуи уже нель­ зя было восстановить. Но некоторые го­ тические черты были все же возвраще­ ны. Гиды объясняют это воздействием книги В. Гюго. Может быть и так. Ведь этот роман способствовал популярности собора, с которым сейчас в нашем пред­ ставлении неразрывно связаны образы Квазимодо и Эсмеральды. Мы смотрим" на правую башню и верим романисту, что там обитал уродливый глухой зво­ нарь, влюбленный в. красивую цыганку, уличную плясунью. 3 Триумфальные арки, колонны и купо- лы украшают Париж. Но в них повторен древний Рим. А копии, даже самой со­ вершенной, не суждено превзойти ориги­ нал. Поэтому наибольшим вниманием пу­ тешественников во Франции пользуются старые дома с их двумя с половиной эта­ жами — «небоскребы прошлого века», такие архитектурные ансамбли, как Луврский, и такие дворцы, как Версаль­ ский. В них — свое, французское, само­ бытное, то, чему суждено было найти отзвуки в соседних странах. Версаль с его роскошным парком и фонтанами явился образцом для многих зодчих И ’

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2