Сибирские огни, 1958, № 5

А. КОПТЕЛОВ По Ф р а н ц и и 1 Лязг и грохот. Все гудит и свистит. ■Мелькают фонари станций. Поезд мчит­ с я со скоростью более ста километров в час. Те из нас, кто поближе « окнам, уткну­ лись в прохладное стекло. Ничего не видно, кроме огней в городах и посел­ ках. Поля темны. В Гавре нас встретили гиды, вручили каждому большой пакет, в нем — бро­ шюра с фотоснимками, справочник по столице Франции, план города и визит­ ная карточка отеля. Нашим гидом оказался уроженец Пе- ' тербурга, старик семидесяти двух лет с гладко причесанными сивыми волосами. Он рассказал: еще недавно здесь не ве­ рили, что приедут советские туристы, а теперь экскурсоводы срочно изучают русский язык. Показались разноцветные огни. Па­ риж! В столице Франции не хватает гости­ ниц. Советских туристов разбросали по всему городу. От тесной, мрачноватой площади вокзала Сен-Лазар наши авто­ бусы разошлись в разные стороны. Светло как днем. Вспоминая книги французских писателей, фотоснимки и кинокартины, узнаем примечательные места. Серые колонны церкви Мадлен. В ней венчался герой романа Мопассана «Милый друг»,— человек с растленной совестью, прожженный делец. Прямо с паперти он рассчитывал попасть к подъ­ езду парламента, фасад которого виден отсюда. Пересекаем площадь Согласия, где возвышается египетский обелиск, пле­ щут фонтаны и красуются крылатые ко­ ни скульптора Куазево. Налево рос­ кошные цветники Тюильри. А направо Елисейские поля. После разгрома Напо­ леона там стояли бивуаком русские ка­ заки. _ Шумит ночной Париж. Сплошными потоками движутся автомобили: скром­ ные такси, роскошные лимузины, серень­ кие жуки-малолитражки и яркие, как по­ пугаи, дорогие машины последних мод­ ных моделей. П р о д о л ж е н и е . С м . № 1 з а 1 9 5 8 г . Набережная Анатоля Франса. «Палац Д’Орсей». Тут мы будем жить двое су­ ток. Отель старый, как видно по плафо^ нам, сохранившийся с донаполеоновских времен. Высокие двери распахивает мальчуган в черной курточке с малино­ выми нашивками. Ему бы сидеть где-ни­ будь на школьной парте, а не прислужи­ вать здесь богатым посетителям, от ко­ торых перепадают чаевые — легкие алюминиевые монеты. В вестибюле тор­ гуют газетами и фотоальбомами, париж­ скими духами и сувенирами, главным образом, бронзовыми моделями башни Эйфеля. Тут же выставлены напоказ нейлоновые кофточки—образцы товаров самого крупного универмага, присвоив­ шего себе,— видимо, для большей попу- лйрности,— название музея «Лувр». Администратор, в накрахмаленной со­ рочке, . с черным галстуком-бабочкой, бойко принимает доллары, отсчитывая за каждый по триста сорок пять фран­ ков. Длинные, экономно освещенные кори­ доры. Полуистертые ковровые дорожки. Пахнет вековой пылью, въевшейся в стены. Возле дверей стоят туфли раз­ ных фасонов. К утру они будут вычи­ щены. Ключи медные, массивные, будто они не от дверей комнаты, а от ворот крепо­ сти. Номера когда-то обогревались роман­ тическими каминами. Их оставили, как напоминание о прошлом, слегка засло­ нив прозаическими батареями централь­ ного отопления. Наш отель — в центре Парижа. На- _ против него, на другом берегу Сены, во ‘ весь большущий квартал — Лувр, один из великолепнейших архитектурных па­ мятников, гордость Франции, сокровищ­ ница ценнейших произведений гениаль­ ных художников многих стран. Правее музея, на островке Ситэ, где два тысячелетия назад сушились сети рыбаков из галльского племени паризи- ев, уступивших после порабощения свою стоянку для постройки замков римских императоров, возвышается Нотр-Дам де Пари, прославивший Францию, как ро­ дину готики, и ставший — после романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери» — известным всему миру.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2