Сибирские огни, 1958, № 5

бурями. Все шло к тому, что тихие сол­ нечные дни могли кончиться как раз тог­ да, когда катер пойдет в обратный путь. Оказаться же у северо-восточного берега во время штормов вдвойне опасно — там почти нет бухт и заливов, защищен­ ных от ветров. Чтобы внести в этот воп­ рос ясность, попытались связаться с Байкальской метеостанцией. Но она по­ чему-то упорно молчала. Не ответила и штормовая служба. — У нас и тонуть-то надо строго по расписанию,—-пошутил помощник капи­ тана В. П. Лешкевич, выходя из радио­ рубки. По его словам, все байкальские суда снабжены расписанием, согласно которому они и должны держать связь с землей. В неурочное время сделать это почти невозможно. Прозвучало это, ко­ нечно, странно, но все судоводители, с которыми нам довелось потом беседо­ вать, уверяли, что это так и есть на са­ мом деле. г После окончания работы на 1мысе Ижимей, где менялся ацетиленовый бал­ лон на маяке, было решено на собствен­ ный риск и страх пересечь Байкал и, по­ ка можно, плыть вдоль восточного бе­ рега. Когда «Альбатрос» отходил от Ижи- мея, Байкал лишь слегка рябило попут­ ным ветерком. В это утро «славное .мо­ ре» блистало' какой-то особой, без конца менявшейся красотой. То оно до самого горизонта играло темно-синей волной. То вдруг становилось бирюзовым, затем зеленым и, наконец, серо-пепельным, по- осеннему холодным. Потом все вытеснял серебристо-стальной оттенок, и вода на­ чинала вспыхивать на солнце ослепи­ тельно ярким, почти белым пламенем. Тогда на нее уже невозможно было смот­ реть незащищенным глазом. И все это при одном и том же ветре и совершенно безоблачном небосводе. Словно соревнуясь с Байкалом ярко­ стью красок, огненными одеждами осе­ ни, полыхали берега. Удалявшиеся от нас отроги Приморского хребта желте­ ли охрой лиственницы. На фоне густо­ зеленых островков сосны огнем горели березы и осины. К концу дня температура начала рез­ ко падать, ветер усилился и вскоре по­ гнал нам вслед нарастающие водяные валы. По небу поползли серовато-пепель­ ные облака. Но поскольку большая часть пути была уж е позади, а устье реки Турки могло укрыть нас от непогоды, капитан продолжал спокойно вести ка­ тер. — Опять «Горный» разыгрывается,— проворчал он, когда высокая волна с угрожающим шипеньем обогнала «Аль­ батрос». — Это что же, самый опасный пред­ ставитель здешней розы ветров?—спро­ сил Саша Ахромович. — Да нет, не совсем так ,— с раз­ думьем ответил капитан.— «Сарма» у нас самая страшная.— Помолчав немно­ го, он добавил: — Та срывается с гор совсем неожиданно и через минуту уже: мчится по морю с ураганной скоростью. Ну, иногда «Култук» или «Верховик»- могут разгуляться... — Да сколько же у вас всех назва­ ний ветров? — искренне изумился прак­ тикант. —' Поживешь, узнаешь,— уклончиво- ответил капитан: -—■А в общем, парень, я тебе вот что скажу:- какая роба ветров- на вашей Балтике, я не знаю. У нас же на Байкале она настоящая, с шипами. И капитан замолчал надолго, сосре­ доточенно глядя вперед. Там с шумом: катились уже трех- и четырехметровые волны. Впервые за весь рейс катер нача­ ло основательно качать. Когда же до бе­ рега оставалось километра два-три, когда приветливые огоньки рыбацкого поселка замерцали совсем рядом, всем стало яс­ но: в Турку не войти. Ее двадцатиметро­ вое устье буквально захлестывалось вол­ нами. К тому же оно выходило в Байкал под прямым углом к направлению ветра и ходу судна. Следовательно, чтобы по­ пасть в реку, катеру нужно было н а гребне волны сделать почти мгновенный поворот под девяносто градусов. Выпол­ нить такой маневр, он, конечно, не мог, и при первой же попытке оказался бы на камнях. Оставаться же на внешнем рейде было немыслимо. Даже пароход «Дзержинский», было остановившийся: здесь, на наших глазах снялся с якоря' и заторопился к противоположному бе­ регу. Будто растерявшись от неожиданно­ сти, «Альбатрос» замедлил бег, недо­ вольно пофыркал приглушенным мото­ ром, затем начал забирать круто влево. Спокойно дремавший берег поплыл куда- то в сторону, а мы тотчас же ощутили настоящую силу шторма. Катер то и де­ ло вставал на дыбы, стремительно взле­ тал на гребень волны, а затем, когда большая часть его корпуса зависала в воздухе, тяжело валился вниз и со всего размаха падал в кипящую воду. Тучи брызг, вздымавшиеся вверх, потоками воды обрушивались на палубу, захлесты­ вали смотровые стекла рулевой рубки.. Но катер, подчиняясь воле человека, все так же натужно ревел мотором и снова и снова взлетал над волной... Отчаянная болтанка продолжалась- уже пятый час, а остров Ольхон все еще едва виднелся вдали. В довершение ко- всему началось сильное обледенение. Первой превратилась в бесформенную' глыбу льда носовая лебедка. Потом тол­ стой ледяной коркой покрылись борто­ вые тросы ограждения и вся передняя- стенка рулевой рубки. Чтобы улучшить видимость, капитан вынужден был опу­ стить смотровое окно. Теперь потоки брызг то и дело обдавали его лицо. Вна­ чале он старался увёртываться от студе­ ного душа, а потом, захваченный боры-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2