Сибирские огни, 1958, № 5
грехах. Все это давно уже ушло в об ласть предания. Но легенда живет, и пу тешественники обычно с интересом рас сматривают Шаманский камень. Чуть дальше, за истоком великой ре ки, видны постройки порта Байкал. Ког да-то там кончалась Восточно-Сибир ская магистраль и начиналась удивитель ная [по техническому оснащению паром ная переправа. Поезда перевозились «за море» на специальном ледокольном па роходе «Байкал». Старожилы здешних мест хорошо помнят историю этого не обыкновенного корабля. Изготовлен он был (без деревянной оснастки) в Англии. Собран же и окончательно оснащен рус скими мастеровыми людьми в Листвян ке. В январе 1901 года байкальцы с удивлением наблюдали такую картину: стальная громада ледокола отошла от берега и легко вспорола метровый лед. Через несколько часов «Байкал» уже мирно дымил в бухте Мишиха, располо женной в сорока километрах от Лист вянки. •Это был ледокол-паром. С помощью •станционного паровоза и перекидного моста на него вкатывалось двадцать семь груженых вагонов. Кроме этого, «Бай кал» мог брать на борт еще две тысячи •пятьсот человек и двести пятьдесят ло шадей. Три машины, пятнадцать паро вых котлов и мощные гребные винты позволяли стальному гиганту развивать ход до двадцати километров в час. Пор ты Байкал, Танхой и Мысовая, где при ставал ледокольный паром, имели специ альные причалы. Постройка крутобайкальского участка Восточно-Сибирской железной дороги не очень отразилась на использовании па ромного ледокола. Как и прежде, он продолжал курсировать с поездами че рез море, облегчая нагрузку молодого участка стального пути. В годы граж данской войны ледокол «Байкал», этот четырехтрубный красавец, был расстре лян колчаковцами и сгорел. Причалы же и металлические арки над ними сохрани лись и до сих пор... — Григорий ' Иванович идет,— пре рвал наши раздумья боцман. Мы обер нулись и увидели высокого широкопле чего человека в сером плаще, стреми тельно шагавшего по причалу. За ним, несколько отстав, двигалась группа ра ботников станции, вышедших по обык новению проводить катер, уходящий в дальний рейс. Провожающие и отъезжающие подня ли руки в знак прощания. —■ Счастливого плавания! — До свидания! Словно застоявшийся конь, катер охотно набирал скорость. С каждым обо ротом бинта между кормой и берегом разливалось все более широкое водное пространство. Оставляя за собой пени стый след, «Альбатрос» шел заданным курсом — на север. * * * Против ожидания Байкал встретил нас мирно и даже как-то добродушно. Будто вобрав в себя студеную синь не бес и золото осеннего солнца, он весь искрился и сиял. Порою ‘казалось, что он лежит в глубокой задумчивости и время от времени тихо вздыхает и улы бается чему-то своему. Лишь иногда водную гладь рябил игривый ветерок, но и тот был настолько слабым, что ни как не мог уничтожить след, все время остававшийся за катером. Походная жизнь быстро входила в свою колею. Нескольких часов оказа лось достаточно для того, чтобы все участники экспедиции перезнакомились между собой и вполне освоились с новой обстановкой. Помимо начальника Бай кальской лимнологической станции кан дидата биологических наук Г. И. Гала- зия и аспиранта Б. Ф. Лута, в экспеди цию отправились два практиканта стан ции — студентка Иркутского государ ственного университета Людмила Кара ваева и слушатель Ленинградского Выс шего' инженерноморского училища Александр Ахромович. Вместе с учены ми в кругобайкальское плавание отбыла и группа работников береговой службы сигнализации. Они должны были прове рить работу всех байкальских маяков. Это значительно увеличивало количест во остановок, а следовательно, расширя ло наши возможности знакомства с Бай калом. Под вечер «Альбатрос» бросил якорь в бухте* Песчаной. С первого взгляда она покорила всех. Почти правильный полу круг живописного берега ее вписан меж ду двумя причудливыми утесами Малым Колокольным и Большим Колокольным. За ними огромным амфитеатром вздыма ются склоны . Приморского хребта, по крытые мозаичным ковром осеннего ле са. На горных террасах вырисовываются волшебные дворцы-утесы,' замки, гроты и колоннады. Мы услышали много рас сказов о климатических особенностях бухты. Это единственное место Восточ ной Сибири, где среднегодовая темпера тура положительная. Летом здесь теп лее, чем на многих курортах Кавказа и Швейцарии. Число солнечных дней здесь больше, чем на ряде известных курортов страны, осадков же выпадает в четыре-пять раз меньше, чем, скажем, в Сочи или Гаграх. Вот почему бухту Песчаную называют «Байкальской Ривьерой» и сравнивают с наиболее жи вописными уголками Черноморья. Она вполне заслуживает этого. И было как-то странно видеть на берегу один-единст- венный.дом наблюдателя гидрометслуж- бы. Санаторию бы красоваться здесь! ■Григорий Иванович предполагал до захода солнца произвести контрольный осмотр берегов, а работники службы сиг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2