Сибирские огни, 1958, № 5

грехах. Все это давно уже ушло в об­ ласть предания. Но легенда живет, и пу­ тешественники обычно с интересом рас­ сматривают Шаманский камень. Чуть дальше, за истоком великой ре­ ки, видны постройки порта Байкал. Ког­ да-то там кончалась Восточно-Сибир­ ская магистраль и начиналась удивитель­ ная [по техническому оснащению паром­ ная переправа. Поезда перевозились «за море» на специальном ледокольном па­ роходе «Байкал». Старожилы здешних мест хорошо помнят историю этого не­ обыкновенного корабля. Изготовлен он был (без деревянной оснастки) в Англии. Собран же и окончательно оснащен рус­ скими мастеровыми людьми в Листвян­ ке. В январе 1901 года байкальцы с удивлением наблюдали такую картину: стальная громада ледокола отошла от берега и легко вспорола метровый лед. Через несколько часов «Байкал» уже мирно дымил в бухте Мишиха, располо­ женной в сорока километрах от Лист­ вянки. •Это был ледокол-паром. С помощью •станционного паровоза и перекидного моста на него вкатывалось двадцать семь груженых вагонов. Кроме этого, «Бай­ кал» мог брать на борт еще две тысячи •пятьсот человек и двести пятьдесят ло­ шадей. Три машины, пятнадцать паро­ вых котлов и мощные гребные винты позволяли стальному гиганту развивать ход до двадцати километров в час. Пор­ ты Байкал, Танхой и Мысовая, где при­ ставал ледокольный паром, имели специ­ альные причалы. Постройка крутобайкальского участка Восточно-Сибирской железной дороги не очень отразилась на использовании па­ ромного ледокола. Как и прежде, он продолжал курсировать с поездами че­ рез море, облегчая нагрузку молодого участка стального пути. В годы граж­ данской войны ледокол «Байкал», этот четырехтрубный красавец, был расстре­ лян колчаковцами и сгорел. Причалы же и металлические арки над ними сохрани­ лись и до сих пор... — Григорий ' Иванович идет,— пре­ рвал наши раздумья боцман. Мы обер­ нулись и увидели высокого широкопле­ чего человека в сером плаще, стреми­ тельно шагавшего по причалу. За ним, несколько отстав, двигалась группа ра­ ботников станции, вышедших по обык­ новению проводить катер, уходящий в дальний рейс. Провожающие и отъезжающие подня­ ли руки в знак прощания. —■ Счастливого плавания! — До свидания! Словно застоявшийся конь, катер охотно набирал скорость. С каждым обо­ ротом бинта между кормой и берегом разливалось все более широкое водное пространство. Оставляя за собой пени­ стый след, «Альбатрос» шел заданным курсом — на север. * * * Против ожидания Байкал встретил нас мирно и даже как-то добродушно. Будто вобрав в себя студеную синь не­ бес и золото осеннего солнца, он весь искрился и сиял. Порою ‘казалось, что он лежит в глубокой задумчивости и время от времени тихо вздыхает и улы­ бается чему-то своему. Лишь иногда водную гладь рябил игривый ветерок, но и тот был настолько слабым, что ни­ как не мог уничтожить след, все время остававшийся за катером. Походная жизнь быстро входила в свою колею. Нескольких часов оказа­ лось достаточно для того, чтобы все участники экспедиции перезнакомились между собой и вполне освоились с новой обстановкой. Помимо начальника Бай­ кальской лимнологической станции кан­ дидата биологических наук Г. И. Гала- зия и аспиранта Б. Ф. Лута, в экспеди­ цию отправились два практиканта стан­ ции — студентка Иркутского государ­ ственного университета Людмила Кара­ ваева и слушатель Ленинградского Выс­ шего' инженерноморского училища Александр Ахромович. Вместе с учены­ ми в кругобайкальское плавание отбыла и группа работников береговой службы сигнализации. Они должны были прове­ рить работу всех байкальских маяков. Это значительно увеличивало количест­ во остановок, а следовательно, расширя­ ло наши возможности знакомства с Бай­ калом. Под вечер «Альбатрос» бросил якорь в бухте* Песчаной. С первого взгляда она покорила всех. Почти правильный полу­ круг живописного берега ее вписан меж­ ду двумя причудливыми утесами Малым Колокольным и Большим Колокольным. За ними огромным амфитеатром вздыма­ ются склоны . Приморского хребта, по­ крытые мозаичным ковром осеннего ле­ са. На горных террасах вырисовываются волшебные дворцы-утесы,' замки, гроты и колоннады. Мы услышали много рас­ сказов о климатических особенностях бухты. Это единственное место Восточ­ ной Сибири, где среднегодовая темпера­ тура положительная. Летом здесь теп­ лее, чем на многих курортах Кавказа и Швейцарии. Число солнечных дней здесь больше, чем на ряде известных курортов страны, осадков же выпадает в четыре-пять раз меньше, чем, скажем, в Сочи или Гаграх. Вот почему бухту Песчаную называют «Байкальской Ривьерой» и сравнивают с наиболее жи­ вописными уголками Черноморья. Она вполне заслуживает этого. И было как-то странно видеть на берегу один-единст- венный.дом наблюдателя гидрометслуж- бы. Санаторию бы красоваться здесь! ■Григорий Иванович предполагал до захода солнца произвести контрольный осмотр берегов, а работники службы сиг­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2