Сибирские огни, 1958, № 5
ше сделать рейсов, невзирая ни на что. Выезжают с базы безо всякого плана, когда придется. А результат? Полчаса едет, час спит прямо в машине. Проспит лишнее — нажимает на скорость, а по том в ремонт дня на два. У Воеводина все рассчитано. Обычно он в 6 —7 утра выезжает и з Мухтуи, де лает небольшие остановки на автопунк те 106-го километра и в поселке Новом, где обедает и, если нужно, заправляет машину. А в 9— 10 вечера — уже в Мирном. Быстрая разгрузка — и через час Воеводин опять в Новом, где до ут ра останавливается на отдых. Часов в 6 —7 утра трогается в Мухтую и к ве черу там — рейс завершен. А на утро начинается второй. Такой разумный график работы дает возможность Воеводину делать в месяц по 12— 15 рейсов—в два-три раза боль ше задания. Ночь выдалась тихая. Яркие лучи, льющиеся из фар, далеко освещают ши рокую просеку дороги. Падает мелкий снежок, его снежинки искрятся на све ту, словно алмазы, где-то далеко мелька ют огненные глазки. Это идут встречные машины. Мухтуйская трасса, пожалуй, са мая оживленная сейчас в Якутии: 250 машин на сравнительно коротком плече в триста километров. — Значит, год назад были? — нару шил молчание Воеводин.— Мирного вам не узнать теперь. Да что Мирный! Зим ник, и тот другим стал: о «Шамане» те перь писать не придется, покинули его навсегда, стороной обошли. Я вспомнил «Шаман-гору», через ко торую в прошлом году проходил зимник. Целый час с надрывом взбиралась ма шина на эту проклятую, по словам шо феров, гору. Немало крови попортил этот «Шаман» мухтуйским шоферам, сколько машин вышло преждевременно из строя! В прошлый сезон шоферы высказыва ли недовольство: столовых в пути нет, комнат отдыха тоже. Кроме двух «избу шек на курьих ножках», на всем зимни ке ничего не было! А сегодня на 106-м километре и в по селке Новом — столовые, шоферские комнаты, где можно поспать в теплой и чистой постели. * * ж Сидя в машине рядом с Воеводиным, я любовался легкостью и уверенностью, с которой он вел машину. Посмотреть со стороны: не работа, а удовольствие. Сиди себе, держи в руках баранку, по куривай, если курящий, песни пой, если голос есть. А коли не способен — меч тай. Такое представление о работе шофе ров и может закрепиться в сознании тех, кто лишь мимолетом наблюдает их ра боту. А вникнешь в дело и поймешь: не легкая, ох, нелегкая шоферская профес сия, особенно у нас, в Якутии! Рейсы на сотни, тысячи километров в трескучий мороз. В пути ни одного гаража, а часто ни одной даже избушки. Сутками сиди в машине. Здесь и рабочее место, и сто ловая, и комната отдыха, и спальня. А случилась в дороге поломка? Техпомощь, как, скажем, на централь ных трассах, не вызовешь, сам выкручи вайся. Часок, а то и целых два поле жишь на снежной подстилке под маши ной, покостришь ее не раз, пока добе решься до базы. Вот какова она, «лег кая» профессия. Едешь с шофером в дальний рейс, он уже чуть ли не сутки не смыкает глаз. Вдруг затормозит он, переключит мо тор на малые обороты и в ту же секун ду уже храпит. Ну, кажется, теперь заснул «минут на шестьсот». Нет! По спит полчасика-часик, лишь бы сон пере бить. И так же быстро, как заснул, встрепенется и сразу за руль,— рейс продолжается. Как хочется сказать доброе слово об этих замечательных героических труже никах! У нас в Якутии это одна из самых по четных профессий. И не только почет ных, но и самых ответственных. Ведь добрую половину всех перевозок в рес публике осуществляет автотранспорт. На трассах Большой Невер—Якутск, Хандыга—Магадан, на многочисленных зимниках Верхоянья, Джугджура, Оленька, на Вилюйском тракте работа ют тысячи машин. Снабжать все народное хозяйство рес публики, все население всем необходи мым — разве это не почет? Пока мы ехали с Воеводиным от Мух туи до Мирного,— а это часов пятнад цать,— он ни словом не обмолвился о своих невзгодах, и только подъезжая к Мирному, перед самым расставанием, не выдержал: — Обидно. На нас, шоферов, многие, как на рвачей, смотрят: им бы, де, лишь деньгу сорвать. На днях даже наш инже нер Федорашко, старый транспортник, говорит: «Ты почему, Воеводин, больше нормы грузишь? Заработать хочешь, а на машину плюешь». Это я-то плюю! Вот она, красавица, как легко бежит! И мо тор, как часы, работает. Федорашко в принципе не прав. Нельзя формально держаться за инструкции. Надо конкрет но смотреть, что выгоднее для государ ства. Я почувствовал, что Воеводин затеял интересный разговор, а машина, между тем, переехав Ирелях, была уже в Мир ном. * — Вас куда? К конторе треста? — Нет, давай на склад, пока м а ш и н у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2