Сибирские огни, 1958, № 5

ше сделать рейсов, невзирая ни на что. Выезжают с базы безо всякого плана, когда придется. А результат? Полчаса едет, час спит прямо в машине. Проспит лишнее — нажимает на скорость, а по­ том в ремонт дня на два. У Воеводина все рассчитано. Обычно он в 6 —7 утра выезжает и з Мухтуи, де­ лает небольшие остановки на автопунк­ те 106-го километра и в поселке Новом, где обедает и, если нужно, заправляет машину. А в 9— 10 вечера — уже в Мирном. Быстрая разгрузка — и через час Воеводин опять в Новом, где до ут­ ра останавливается на отдых. Часов в 6 —7 утра трогается в Мухтую и к ве­ черу там — рейс завершен. А на утро начинается второй. Такой разумный график работы дает возможность Воеводину делать в месяц по 12— 15 рейсов—в два-три раза боль­ ше задания. Ночь выдалась тихая. Яркие лучи, льющиеся из фар, далеко освещают ши­ рокую просеку дороги. Падает мелкий снежок, его снежинки искрятся на све­ ту, словно алмазы, где-то далеко мелька­ ют огненные глазки. Это идут встречные машины. Мухтуйская трасса, пожалуй, са­ мая оживленная сейчас в Якутии: 250 машин на сравнительно коротком плече в триста километров. — Значит, год назад были? — нару­ шил молчание Воеводин.— Мирного вам не узнать теперь. Да что Мирный! Зим­ ник, и тот другим стал: о «Шамане» те­ перь писать не придется, покинули его навсегда, стороной обошли. Я вспомнил «Шаман-гору», через ко­ торую в прошлом году проходил зимник. Целый час с надрывом взбиралась ма­ шина на эту проклятую, по словам шо­ феров, гору. Немало крови попортил этот «Шаман» мухтуйским шоферам, сколько машин вышло преждевременно из строя! В прошлый сезон шоферы высказыва­ ли недовольство: столовых в пути нет, комнат отдыха тоже. Кроме двух «избу­ шек на курьих ножках», на всем зимни­ ке ничего не было! А сегодня на 106-м километре и в по­ селке Новом — столовые, шоферские комнаты, где можно поспать в теплой и чистой постели. * * ж Сидя в машине рядом с Воеводиным, я любовался легкостью и уверенностью, с которой он вел машину. Посмотреть со стороны: не работа, а удовольствие. Сиди себе, держи в руках баранку, по­ куривай, если курящий, песни пой, если голос есть. А коли не способен — меч­ тай. Такое представление о работе шофе­ ров и может закрепиться в сознании тех, кто лишь мимолетом наблюдает их ра­ боту. А вникнешь в дело и поймешь: не­ легкая, ох, нелегкая шоферская профес­ сия, особенно у нас, в Якутии! Рейсы на сотни, тысячи километров в трескучий мороз. В пути ни одного гаража, а часто ни одной даже избушки. Сутками сиди в машине. Здесь и рабочее место, и сто­ ловая, и комната отдыха, и спальня. А случилась в дороге поломка? Техпомощь, как, скажем, на централь­ ных трассах, не вызовешь, сам выкручи­ вайся. Часок, а то и целых два поле­ жишь на снежной подстилке под маши­ ной, покостришь ее не раз, пока добе­ решься до базы. Вот какова она, «лег­ кая» профессия. Едешь с шофером в дальний рейс, он уже чуть ли не сутки не смыкает глаз. Вдруг затормозит он, переключит мо­ тор на малые обороты и в ту же секун­ ду уже храпит. Ну, кажется, теперь заснул «минут на шестьсот». Нет! По­ спит полчасика-часик, лишь бы сон пере­ бить. И так же быстро, как заснул, встрепенется и сразу за руль,— рейс продолжается. Как хочется сказать доброе слово об этих замечательных героических труже­ никах! У нас в Якутии это одна из самых по­ четных профессий. И не только почет­ ных, но и самых ответственных. Ведь добрую половину всех перевозок в рес­ публике осуществляет автотранспорт. На трассах Большой Невер—Якутск, Хандыга—Магадан, на многочисленных зимниках Верхоянья, Джугджура, Оленька, на Вилюйском тракте работа­ ют тысячи машин. Снабжать все народное хозяйство рес­ публики, все население всем необходи­ мым — разве это не почет? Пока мы ехали с Воеводиным от Мух­ туи до Мирного,— а это часов пятнад­ цать,— он ни словом не обмолвился о своих невзгодах, и только подъезжая к Мирному, перед самым расставанием, не выдержал: — Обидно. На нас, шоферов, многие, как на рвачей, смотрят: им бы, де, лишь деньгу сорвать. На днях даже наш инже­ нер Федорашко, старый транспортник, говорит: «Ты почему, Воеводин, больше нормы грузишь? Заработать хочешь, а на машину плюешь». Это я-то плюю! Вот она, красавица, как легко бежит! И мо­ тор, как часы, работает. Федорашко в принципе не прав. Нельзя формально держаться за инструкции. Надо конкрет­ но смотреть, что выгоднее для государ­ ства. Я почувствовал, что Воеводин затеял интересный разговор, а машина, между тем, переехав Ирелях, была уже в Мир­ ном. * — Вас куда? К конторе треста? — Нет, давай на склад, пока м а ш и н у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2