Сибирские огни, 1958, № 5
Кроме этого, каждый день приходит много писем. Предлагает свои услуги шофер Бургаев из Витебска, плановик Попова из Читы, машинист экскаватора Жилин из Воркуты, группа демобилизо ванных воинов из Владивостока, плот ник Тарасов из Караганды, бухгалтер Борзенко из Красноярска, слесари Ко- лобихин и Сапуткин с Украины. Письма идут со всех концов страны: из Москвы, Ленинграда, Нальчика, Каза ни, Новосибирска, Башкирии, Белорус сии, с Кавказа. Вся страна желает уча ствовать в создании алмазодобывающей промышленности Якутии. Год тому назад мне довелось быть в Мирном и своими глазами увидеть за рождение города алмазодобытчиков. Почти на голое место, если не считать нескольких домиков алмазоразведчиков Амакинской экспедиции, приехал Вик тор Илларионович Тихонов, назначен ный управляющим трестом «Якут- алмаз», а с ним и первые энтузиасты. В несколько дней на берегу Иреляха вырос палаточный городок. И ожила приленская тайга. Быстрыми темпами велись лесозаготовки, на месте будуще го города прорубались просеки, строи лись дороги. В особом почете были шоферы. Ведь размах стройки зависел от них. Маши ны, оборудование, материалы, инстру менты, продукты — все лежало в Мух- те, все надо было перевезти д Мирный. И шоферы жали изо всех сил. Вместо пяти, положенных в месяц по норме, рейсов они делали десять-двенадцать. Их самоотверженный труд увекове чен. В апреле прошлого года управляю щий трестом издал такой приказ: «Уста новить при въезде в город Мирный па мятную доску с занесением на нее ф а милий лучших водителей, отличивших ся на работе в первый, тяжелый период освоения строительной площадки». , Самоотверженная работа первых строителей города тоже была отмечена: первая тысяча квадратных метров строя щейся жилплощади была закреплена за рабочими бригадами, строителям зара нее выдали ордера. В приказе по тресту говорилось: «Строящееся общежитие № 1 именовать «Комсомольско-молодеж ным». Ордера на заселение выдавать только через комитет комсомола». Я хорошо помню мартовские дни про шлого года. Н а моих глазах задорные парни-ленинградцы прибили на листвен нице у обочины главной просеки дере вянную табличку с наспех выведенны ми буквами: «Ленинградский проспект»'. А вскоре на соседней просеке появилась надпись: «Московская улица». Увидел таблички В. И. Тихонов, по смеялся вместе со строителями и вдруг серьезно сказал: — А ведь это идея, друзья! «Ленин градский проспект»! «Московская ули ца»! Пока горсовета у нас еще нет — сами хозяева. Быть по-вашему. Так и назовем их. Не только города, дома ни одного не было — одни палатки, а улицы уже су ществовали. Это было первым праздни ком мирян, — так уже называли себя жители существовавшего пока лишь на кальке города. И вот прошел всего один год. Немно го, кажется, но для Мирного это уже со лидное время, ибо каждый из 365 дней был заполнен строительством. Это в старых городах за год изменений боль ших не заметишь, а когда на пустом ме сте возникает новая жизнь, то год ста новится очень весомым. Где тот хилый лесок, который вплот ную подступал к Иреляху? Бульдозеры смели его. Нет и большой брезентовой палатки, в которой размещалась конто ра тресту «Якуталмаз». — Трест переехал в город, — ответи ли мне. — Да, в город. Садитесь на автобус, довезет. И я сразу же убедился, что слово го род уже получило в Мирном законное право на существование. Автобус был полон. Женщины с авоськами, школьники с портфелями и сумками, молодые парни. Шофер, он же кондуктор, спросил: — Вам куда? — До конторы треста! — Пятьдесят копеек. — И взглянул на мой чемоданчик. — Приезжий? — Угадали. — Ну так до гостиницы подбросим. — Как, уже и гостиница есть? — удивился я. — А как же, чай в городе живем. Разве можно без гостиницы? Каждый день гости. Маршрут автобуса большой. — Палатки! — объявляет шофер. — Кому в магазины, тоже здесь. Да, палатки в Мирном еще стоят, и не меньше, чем было в прошлую зиму, пожалуй, даже больше, хотя уже вы строено немало домов. Не удивительно, если узнать, что за год население уве личилось от ста человек до нескольких тысяч. — А вот и город, — сказал шофер, когда мы выехали на гладкое шоссе. Ленинградский проспект! Ровной лентой убегает вдаль широ кая дорога. Оправа и слева — ряды столбов, между ними густой сетью т я нутся провода. Вокруг — строительные площадки. Огромный портальный кран поднимает металлические конструкции. А напротив, в большом деревянном доме, строители вставляют застеклен ные рамы. Вот строятся двухэтажные дома, вот поднимаются многоэтажные леса, за ними — еще и еще. Неужели это та самая просека в чах лом лесочке, по которой совсем недавно мы ходили с Виктором Илларионовичем и мечтали о будущем городе?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2