Сибирские огни, 1958, № 5

Кроме этого, каждый день приходит много писем. Предлагает свои услуги шофер Бургаев из Витебска, плановик Попова из Читы, машинист экскаватора Жилин из Воркуты, группа демобилизо­ ванных воинов из Владивостока, плот­ ник Тарасов из Караганды, бухгалтер Борзенко из Красноярска, слесари Ко- лобихин и Сапуткин с Украины. Письма идут со всех концов страны: из Москвы, Ленинграда, Нальчика, Каза­ ни, Новосибирска, Башкирии, Белорус­ сии, с Кавказа. Вся страна желает уча­ ствовать в создании алмазодобывающей промышленности Якутии. Год тому назад мне довелось быть в Мирном и своими глазами увидеть за­ рождение города алмазодобытчиков. Почти на голое место, если не считать нескольких домиков алмазоразведчиков Амакинской экспедиции, приехал Вик­ тор Илларионович Тихонов, назначен­ ный управляющим трестом «Якут- алмаз», а с ним и первые энтузиасты. В несколько дней на берегу Иреляха вырос палаточный городок. И ожила приленская тайга. Быстрыми темпами велись лесозаготовки, на месте будуще­ го города прорубались просеки, строи­ лись дороги. В особом почете были шоферы. Ведь размах стройки зависел от них. Маши­ ны, оборудование, материалы, инстру­ менты, продукты — все лежало в Мух- те, все надо было перевезти д Мирный. И шоферы жали изо всех сил. Вместо пяти, положенных в месяц по норме, рейсов они делали десять-двенадцать. Их самоотверженный труд увекове­ чен. В апреле прошлого года управляю­ щий трестом издал такой приказ: «Уста­ новить при въезде в город Мирный па­ мятную доску с занесением на нее ф а­ милий лучших водителей, отличивших­ ся на работе в первый, тяжелый период освоения строительной площадки». , Самоотверженная работа первых строителей города тоже была отмечена: первая тысяча квадратных метров строя­ щейся жилплощади была закреплена за рабочими бригадами, строителям зара­ нее выдали ордера. В приказе по тресту говорилось: «Строящееся общежитие № 1 именовать «Комсомольско-молодеж­ ным». Ордера на заселение выдавать только через комитет комсомола». Я хорошо помню мартовские дни про­ шлого года. Н а моих глазах задорные парни-ленинградцы прибили на листвен­ нице у обочины главной просеки дере­ вянную табличку с наспех выведенны­ ми буквами: «Ленинградский проспект»'. А вскоре на соседней просеке появилась надпись: «Московская улица». Увидел таблички В. И. Тихонов, по­ смеялся вместе со строителями и вдруг серьезно сказал: — А ведь это идея, друзья! «Ленин­ градский проспект»! «Московская ули­ ца»! Пока горсовета у нас еще нет — сами хозяева. Быть по-вашему. Так и назовем их. Не только города, дома ни одного не было — одни палатки, а улицы уже су­ ществовали. Это было первым праздни­ ком мирян, — так уже называли себя жители существовавшего пока лишь на кальке города. И вот прошел всего один год. Немно­ го, кажется, но для Мирного это уже со­ лидное время, ибо каждый из 365 дней был заполнен строительством. Это в старых городах за год изменений боль­ ших не заметишь, а когда на пустом ме­ сте возникает новая жизнь, то год ста­ новится очень весомым. Где тот хилый лесок, который вплот­ ную подступал к Иреляху? Бульдозеры смели его. Нет и большой брезентовой палатки, в которой размещалась конто­ ра тресту «Якуталмаз». — Трест переехал в город, — ответи­ ли мне. — Да, в город. Садитесь на автобус, довезет. И я сразу же убедился, что слово го­ род уже получило в Мирном законное право на существование. Автобус был полон. Женщины с авоськами, школьники с портфелями и сумками, молодые парни. Шофер, он же кондуктор, спросил: — Вам куда? — До конторы треста! — Пятьдесят копеек. — И взглянул на мой чемоданчик. — Приезжий? — Угадали. — Ну так до гостиницы подбросим. — Как, уже и гостиница есть? — удивился я. — А как же, чай в городе живем. Разве можно без гостиницы? Каждый день гости. Маршрут автобуса большой. — Палатки! — объявляет шофер. — Кому в магазины, тоже здесь. Да, палатки в Мирном еще стоят, и не меньше, чем было в прошлую зиму, пожалуй, даже больше, хотя уже вы­ строено немало домов. Не удивительно, если узнать, что за год население уве­ личилось от ста человек до нескольких тысяч. — А вот и город, — сказал шофер, когда мы выехали на гладкое шоссе. Ленинградский проспект! Ровной лентой убегает вдаль широ­ кая дорога. Оправа и слева — ряды столбов, между ними густой сетью т я ­ нутся провода. Вокруг — строительные площадки. Огромный портальный кран поднимает металлические конструкции. А напротив, в большом деревянном доме, строители вставляют застеклен­ ные рамы. Вот строятся двухэтажные дома, вот поднимаются многоэтажные леса, за ними — еще и еще. Неужели это та самая просека в чах­ лом лесочке, по которой совсем недавно мы ходили с Виктором Илларионовичем и мечтали о будущем городе?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2