Сибирские огни, 1958, № 5
вазелинового масла, пересадка слизистой оболочки с губы. И дополнительно — новокаиновая блокада по ходу височной артерии. И ни слова о новом методе! А как расценить вот такой факт? Узнав, что во второй половине декабря 1957 года в Ленинграде созывается Все союзная конференция офтальмологов, я обратился в Министерство здравоохране ния СССР к зам. председателя оргкоми тета по созыву конференции Араксе Григорьевне Муразян с предложением пригласить на конференцию С. А. Кар повича и Б. Рейхрта. В письме я подроб но рассказал об их деятельности по вне дрению нового метода лечения обож женных глаз и высказал уверенность, что сообщения, которые сделают эти то- . варищи, будут с интересом выслушаны участниками конференции. Мое предло жение было поддержано оргкомитетом Новосибирского отделения Союза журна листов. 25 ноября был получен следующий ответ: «На Ваше письмо от 15/XI 1957 года по поводу приглашения на Всесоюзную конференцию офтальмологов докторов С. Карповича и Б. Рейхрта сообщаю, что в список приглашенных гостей из-за ру бежа указанные ученые не вошли. В связи с тем, что этот список уже утвержден и приглашения разосланы, оргкомитет лишен возможности удовлет ворить Вашу просьбу. С уважением зам. председателя оргкомитета Муразян». Вот ответ, который не нуждается в комментариях. Неужели за,, месяц, ос тавшийся до конференции, нельзя было пополнить список приглашенных еще на два человека и дополнительно утвер дить? Равнодушие, проявленное ответствен ным работником Министерства здравоох ранения, заставляет предположить, что на пути к широкому внедрению «ново сибирского метода» в стране, где он был рожден, лежат еще серьезные препят ствия. * * * На этом можно было бы закончить рассказ о новом методе. Но, нет! Поста вить точку еще нельзя. В одной из первых главок очерка я писал о том сходстве, которое поражает в таких, внешне совсем различных лю дях, как Колен, Карпович и Рейхрт. Это «что-то», что делает их похожими друг на друга ,— дух беспокойного искания, стремление найти новые пути, открыть новое оружие в борьбе за здоровье чело века. И хочется хотя бы совсем коротко рассказать, над чем они сейчас работа ют. Но для этого нам придется вновь побывать В ПОЛЬШЕ И ЧЕХОСЛОВАКИИ В 1954 году в глазном отделении Опольской больницы С. А. Карпович с женой и другими врачами^ начал рабо тать над очень интересной проблемой. Но прежде чем рассказать об этом, мне хочется очень коротко познакомить вас с той обстановкой, которая там сложи лась. Доктор Карпович не только опыт ный руководитель, но и требовательный педагог. Бывает, что молодые врачи от деления — Елена Рипневская, Варвара Сташкевич, Януш Русэк немножко оби жаются на своего «шефа». Например, каждый из них на еженедельных семи нарах должен докладывать о новых проблемах на основе изучения иностран ных источников. А ведь это не очень легко — пробираться со словарем по дебрям иностранной научной терминоло гии. Но польза от этого двойная: кол лектив обогащается новыми сведениями, а референт глубже осваивает чужой язык. Умелое руководство сплотило персо нал отделения в дружный коллектив. А сердечная, товарищеская атмосфера, ца рящая там, помогает не только быстро осваивать и совершенствовать не изве данные еще способы лечения, как это было, например, с «новосибирским мето дом», но и поднимать новые проблемы. Об одной из них мне и хочется рас сказать. Называется она по-латыни до вольно мудрено: «Акцио профилактика антистрабисматика», по-русски это озна чает — ранняя профилактика косогла зия. В начале 1954 года, на очередном се минаре—«четверге» было сделано сооб щение о том, что только в Польше нас читывается свыше полмиллиона косо глазых, а в мире их не менее... 120 мил лионов! —- Эта статистика прямо потрясла меня, —рассказывал мне Сергей Андрее вич.— Я и раньше много думал о том, как много людей страдает различными дефектами зрения. С этой проблемой мне пришлось столкнуться во время чтения курса лекций для студентов Академии художеств в Кракове. В них шла речь о различных недостатках зрения, мешаю щих правильно воспринимать цвета и оттенки. — Между крочим, на основании сде ланных исследований мне удалось уста новить интересные факты. Нас иногда поражает приверженность того или ино го художника к определенной гамме от тенков одного цвета, например зеленого и сине-зеленого, как на полотнах рус ского художника Куинджи. Или стран- ная удлиненность предметов и фигур на полотнах Французского художника Се вана. Наблюдая у некоторых польских художников подобные отклонения, я ис следовал их глаза и обнаружил, что в большинстве случаев эти явления объяс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2