Сибирские огни, 1958, № 4
„Сибирский педагогический журнал** В апреле 1923 года в Новосибирске ■(тогда Новониколаевск) вышел первый номер «Сибирского педагогического жур нала». Вопрос об его издании встал перед ор ганами народного образования сразу же после разгрома колчаковских банд. Уже в первом месячном отчете Новоникола евского ОНО (14/XII 1919 г.-15/1 1920 г.) говорилось, что педагогическая литера тура, издаваемая в центре, не может в достаточной степени удовлетворить пот ребности сибирских педагогов, особенно в сельской местности. В апреле 1920 года в Иркутске вы шел первый номер журнала «Пролетар ская культура», орган губОНО. Это бы ла первая попытка издания педагогиче ского журнала в советской Сибири. Но материальные затруднения привели к то му, что с 4-го номера этот журнал был закрыт. Условия работы сибирских учителей .резко отличались от условий, в которых •работали их коллеги в европейской ча сти страны: малочисленность школ, их отдаленность от городских центров, пе регрузка учителей (иногда до ста учени ков приходилось на одного учителя). Все это приводило к тому, что учителя могли обмениваться опытом работы только в период каникул. А ведь они нуждались в повседневном марксистском освещении вопросов педагогики, в методической по мощи и обмене опытом учебно-воспита тельной работы. Идя навстречу требованиям учителей, Западно-Сибирское краевое издатель ство приступило к подготовке общеси бирского педагогического журнала. Ак тивное участие в этой работе принял член Сиббюро ЦК РКП(б) Е. М. Ярос лавский. В апреле 1923 года, при огромных ма териальных и технических трудностях, Вышел первый номер «Сибирского педа гогического журнала». Уже с первых номеров журцал стал завоевывать признание читателей. Нахо дясь в Новониколаевске, в мае 1923 го да, народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский отметил, что «Сибир ский педагогический журнал» заслужи вает большого внимания и свидетельст вует, что педагогическая мысль в Сиби ри не спит». Журнал выступил пропагандистом но вых программ Наркомпроса, опублико вал разработки отдельных тем, статьи по методике преподавания отдельных пред метов и об опыте работы лучших сибир ских учителей. Это оказало огромную помощь сельским педагогам. Много внимания уделял журнал вне классной работе, изучению родного края, экскурсиям и походам, а также пионер скому движению и его роли в учебно- воспитательной работе. Журнал актив но выступал против вульгаризаторского мнения отдельных педагогов, утверждав ших, что в условиях Сибири обучение в сельских школах должно длиться не бо лее 3 лет, поддерживал передовых учи телей, требующих давать учащимся практические знания по сельскому хо зяйству, ставил вопросы просветитель ной работы учителей в условиях отста лой сибирской деревни, где основная масса населения в то время была негра мотной. Освещение разнообразных проблем педагогической работы давало учителям возможность пользоваться журналом как справочной книгой, в работе с роди телями, школсоветом, крестьянами. С ростом культурно-просветительной работы в Сибири и увеличением учреж дений народного просвещения возросла потребность в централизованном методи ческом руководстве их работой. Журнал был расширен и переименован в «Про свещение Сибири». Под этим названием , он продолжал выходить до августа 1953 г. 35 лет прошло с тех пор, как в труд ных условиях восстановительного перио да вышел номер «Сибирского педагоги ческого журнала», ставшего одним из лучших периферийных педагогических журналов. Многое изменилось в Сибири за эти годы. Из сельскохозяйственной окраины с малочисленным населением она пре вратилась в могучий индустриально-кол хозный край. В Сибири открылись сотни новых школ, техникумов, институтов. Только в одной Новосибирской области работает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2