Сибирские огни, 1958, № 4

„Сибирский педагогический журнал** В апреле 1923 года в Новосибирске ■(тогда Новониколаевск) вышел первый номер «Сибирского педагогического жур­ нала». Вопрос об его издании встал перед ор­ ганами народного образования сразу же после разгрома колчаковских банд. Уже в первом месячном отчете Новоникола­ евского ОНО (14/XII 1919 г.-15/1 1920 г.) говорилось, что педагогическая литера­ тура, издаваемая в центре, не может в достаточной степени удовлетворить пот­ ребности сибирских педагогов, особенно в сельской местности. В апреле 1920 года в Иркутске вы­ шел первый номер журнала «Пролетар­ ская культура», орган губОНО. Это бы­ ла первая попытка издания педагогиче­ ского журнала в советской Сибири. Но материальные затруднения привели к то­ му, что с 4-го номера этот журнал был закрыт. Условия работы сибирских учителей .резко отличались от условий, в которых •работали их коллеги в европейской ча­ сти страны: малочисленность школ, их отдаленность от городских центров, пе­ регрузка учителей (иногда до ста учени­ ков приходилось на одного учителя). Все это приводило к тому, что учителя могли обмениваться опытом работы только в период каникул. А ведь они нуждались в повседневном марксистском освещении вопросов педагогики, в методической по­ мощи и обмене опытом учебно-воспита­ тельной работы. Идя навстречу требованиям учителей, Западно-Сибирское краевое издатель­ ство приступило к подготовке общеси­ бирского педагогического журнала. Ак­ тивное участие в этой работе принял член Сиббюро ЦК РКП(б) Е. М. Ярос­ лавский. В апреле 1923 года, при огромных ма­ териальных и технических трудностях, Вышел первый номер «Сибирского педа­ гогического журнала». Уже с первых номеров журцал стал завоевывать признание читателей. Нахо­ дясь в Новониколаевске, в мае 1923 го­ да, народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский отметил, что «Сибир­ ский педагогический журнал» заслужи­ вает большого внимания и свидетельст­ вует, что педагогическая мысль в Сиби­ ри не спит». Журнал выступил пропагандистом но­ вых программ Наркомпроса, опублико­ вал разработки отдельных тем, статьи по методике преподавания отдельных пред­ метов и об опыте работы лучших сибир­ ских учителей. Это оказало огромную помощь сельским педагогам. Много внимания уделял журнал вне­ классной работе, изучению родного края, экскурсиям и походам, а также пионер­ скому движению и его роли в учебно- воспитательной работе. Журнал актив­ но выступал против вульгаризаторского мнения отдельных педагогов, утверждав­ ших, что в условиях Сибири обучение в сельских школах должно длиться не бо­ лее 3 лет, поддерживал передовых учи­ телей, требующих давать учащимся практические знания по сельскому хо­ зяйству, ставил вопросы просветитель­ ной работы учителей в условиях отста­ лой сибирской деревни, где основная масса населения в то время была негра­ мотной. Освещение разнообразных проблем педагогической работы давало учителям возможность пользоваться журналом как справочной книгой, в работе с роди­ телями, школсоветом, крестьянами. С ростом культурно-просветительной работы в Сибири и увеличением учреж­ дений народного просвещения возросла потребность в централизованном методи­ ческом руководстве их работой. Журнал был расширен и переименован в «Про­ свещение Сибири». Под этим названием , он продолжал выходить до августа 1953 г. 35 лет прошло с тех пор, как в труд­ ных условиях восстановительного перио­ да вышел номер «Сибирского педагоги­ ческого журнала», ставшего одним из лучших периферийных педагогических журналов. Многое изменилось в Сибири за эти годы. Из сельскохозяйственной окраины с малочисленным населением она пре­ вратилась в могучий индустриально-кол­ хозный край. В Сибири открылись сотни новых школ, техникумов, институтов. Только в одной Новосибирской области работает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2